Последняя миссия Обамы
США необходимо "привязать" к себе европейский рынок
Президенту США Бараку Обаме осталось занимать свой пост всего 8 месяцев. Лауреат Нобелевской премии мира не остановил ни одной войны, не закрыл Гуантанамо, но он должен навсегда привязать Европу к рынку США.
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (TTIP) - это обязывающий договор, который откроет для производителей США рынки Европы. Фактически договор является заменой существующему международному соглашению ВТО и дает возможность американцам напрямую входить в любой европейский рынок. В ходе своей продолжающейся поездки по Европе Обама еще раз призвал ЕС, несмотря на массовые протесты, согласиться на новую форму "торгового партнерства".
Для Обамы критически важно до окончания срока своих полномочий завершить переговоры по TTIP и привязать рынок Европы и их корпораций к рынку США. Однако среди экспертов единое мнение на счет того, успеет ли американский президент совершить задуманное или нет, в настоящее время отсутствует.
"Обама не зря в настоящее время "гастролирует" по Европе - ему нужно добиться принципиального согласия европейских политиков на вступление их стран в TTIP, что позволит транснациональным корпорациям беспрепятственно действовать фактически по всему миру", - поясняет директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС Наталья Стапран.
Принудив Евросоюз к соглашению в рамках TTIP, США замкнут экономическое кольцо мирового масштаба. Они уже подписали Транстихоокеанское соглашение, использовав свой авторитет в отношениях с азиатскими странами и предотвратив таким образом их более тесное вовлечение в сотрудничество с Китаем. Но ситуация с Европой - куда сложнее, чем со странами Азии. И Германия, и Франция, и Великобритания - серьезные субъекты мировой экономики, хорошо понимающие собственные интересы. Не стоит забывать и о совсем ином менталитете.
Здесь, по мнению Натальи Стапран, свою роль может сыграть именно население, к которому европейские политики вынуждены так или иначе прислушиваться, поскольку их политическая судьба зависит от народного волеизъявления. Таким образом, массовые протесты против TTIP в Германии хоть и не попадают на первые полосы немецких газет, занятые сейчас улыбающимися Меркель и Обамой, но на самом деле играют огромное значение в судьбе Трансатлантического торгового партнерства. Последним ярким примером того, куда может привести игнорирование "настроений масс", являются результаты выборов в Австрии, где в первом туре более 36 процентов голосов австрийцев набрал евроскептик и представитель националистической "Австрийской партии свободы" Норберт Хофер.
По словам экспертов, TTIP нацелен не только на то, чтобы как можно шире распахнуть двери европейского рынка для американских производителей. Еще одной, весьма важной целью является вытеснение России с европейского рынка (прежде всего - из его энергетической составляющей) и, как следствие, уменьшение степени влияния России на ЕС.
Наталья Стапран полагает, что Обаме все-таки не удастся "продавить" партнеров из ЕС. TTIP не будет подписан до окончания срока его полномочий.
"Договор Обама может и не подписать - зато он может договориться с политиками о том, чтобы вместе заявить, что переговоры завершены. Это станет красной тряпкой для прессы, которая сделает вывод, что американский президент своего добился. На деле же между завершением переговоров и фактическим подписанием соглашения с каждой отдельной страной могут пройти годы (если не десятилетия), а в конце концов он может быть и вовсе не подписан", - резюмирует Стапран из РАНХиГС.