Полная оптимизация: Больницы без воды и отопления
Очередной эпохальный доклад выдали аудиторы Счётной палаты. И всё бы ничего, но приведённые цифры говорят об очень серьёзных проблемах не только в отечественной медицине, но и в государственном управлении. Вы знали, что в каждой третьей детской больнице нет элементарной канализации и водопровода?
Национальный проект "Здравоохранение" в 2019 году не был выполнен по 6 из 15 показателей. Как отмечается в отчёте Счётной палаты, целевые показатели нацпроекта выполнены в общей сложности на 60%. Однако и здесь происходит самая настоящая метаморфоза: освоение денежных средств составило 96,4%, или 86 млрд рублей.
Деньги Минздрав освоил, но не выполнил ключевые показатели. В частности, не удалось добиться главного – запланированного снижения смертности трудоспособного населения. Чиновники планировали, что в России произойдёт снижение смертности этой категории граждан до 437 человек на 100 тыс. населения, однако фактический показатель составил 482,8. Также не были достигнуты планы снижения больничной смертности от инфаркта миокарда, от острого нарушения мозгового кровообращения и смертности от онкологических заболеваний. И это неудивительно. Все минувшие годы в России проходила масштабная спецоперация под названием "оптимизация". Кроме того, материальная база здравоохранения достигла критического уровня.
Вот ещё одна яркая иллюстрация – доклад генерального прокурора России Игоря Краснова о ситуации в российском здравоохранении.
Проверки прошлого года показали, что здания многих фельдшерских пунктов, поликлиник и районных больниц находятся в неудовлетворительном состоянии. Оснащённость диагностическим оборудованием зачастую скудная. Вместе с тем в республиках Дагестан, Карелия, Чечня, Астраханской, Вологодской, Калининградской областях и в других регионах закупленное дорогостоящее медицинское оборудование лечебными учреждениями длительное время не использовалось… Серьёзную проблему составляет значительный дефицит кадров медицинских работников. Например, в Курганской области по состоянию на начало 2019 года медицинские организации были укомплектованы на 40 процентов врачами, средним медперсоналом – на 61 процент. В текущем году ситуация существенно не улучшилась,
– сообщил Игорь Краснов.
Ранее Счётная палата России опубликовала цифры о материально-техническом положении детской медицины в России. Данные сбивают наповал. Из доклада следует, что у половины медучреждений нет горячего водоснабжения. Центральное отопление отсутствует у 41% зданий, а канализация и водопровод отсутствуют в каждой третьей больнице. 14% зданий в аварийном состоянии, это более 16 240 объектов.
Кроме того, Счётная палата на основе проведённого анализа пришла к выводу, что из-за т. н. оптимизации из системы здравоохранения было уволено более 40% медперсонала.
"Безусловно, остро стоит необходимость переподготовки медицинского персонала. Значительное снижение уровня преподавания в медицинских вузах привело к тому, что 41% пациентов просто не доверяют диагнозу врача. С 2017 года численность медперсонала сократилась на 42% – до 268 тыс. человек. Это явно говорит о необходимости увеличения зарплат медикам и улучшения условий их труда", – заявила замглавы Счётной палаты Галина Изотова.
На мой взгляд, можно сколько угодно рассуждать про цифровизацию, прогресс, рывки и прорывы, но, простите, когда увольняют каждого второго медработника, а в каждой третьей детской больнице нет тёплого туалета и центрального отопления, а у половины – горячей воды, говорить о том, что страна на верном пути развития, не приходится.
Может быть, надо проверить, кто реформу начал в медицинской сфере – оптимизацию? Половину больниц, по-моему, закрыли. Сегодня не хватает 50 тысяч врачей, 130 тысяч медперсонала. Они же были. Но их выдавили. Где имя автора этой реформы? Кто он? Мы не знаем имен,
– возмущается сложившейся ситуацией глава фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский.
А вот какое решение проблемы предлагает глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов:
"Прежде всего надо решить следующие проблемы: восстановить Медицинскую академию наук, научно-исследовательские институты, которые были закрыты в последнее время и крайне нужны. Вертикальное научное управление обеспечит нам соответствующий результат. Я давно настаивал на том, чтобы президент включил в Госсовет крупных учёных и специалистов, если бы они работали в Совете – не было бы у нас ни пенсионной реформы, ни той оптимизации здравоохранения, которая убрала всё первичное звено… Национальный проект здравоохранения – мы много говорим, но за прошлый год он выполнен на 53 процента. Я настаиваю на том, чтобы президент официально отчитался, как выполняются его обязательства, прошло уже два года. Парламентское расследование мы с вами проводили по Чечне и Саяно-Шушенской ГЭС – предлагаю создать комиссию вместе с СФ и максимально исследовать эту проблему, потому что она касается и здоровья, и промышленности, и в целом будущего страны. У нас за три года, с 2017-го по 2019-й, это данные Счётной палаты, уволено 42% медперсонала, и мы столкнулись со страшной проблемой – в два с половиной раза сокращено количество больничных коек".
Ситуация в российской медицине критическая. Главная проблема – низовой уровень, который непосредственно оказывает помощь обычным людям. Пандемия показала, что в предыдущие годы властью, в первую очередь, чиновниками Минздрава, были допущены серьёзные концептуальные ошибки. Сможет ли Россия сейчас найти в себе силы и изменить ситуацию в медицине к лучшему? Это не риторический вопрос, а вопрос здоровья нации и выживания нашей страны. Можно "пилить" деньги, как это происходит с реализацией нацпроекта "Здоровье", а можно их направлять непосредственно на решение острейших проблем, которые чётко были обозначены в докладах аудиторов Счётной палаты России.