Полная мобилизация молодёжи. Уже сегодня
В Москве завершился съезд Всемирного Русского Народного Собора – 24-й по счёту, но первый в условиях открытой войны против Запада. Без преувеличения поворотное мероприятие состояло из проникновенных, тревожных, мобилизующих на борьбу за Россию выступлений. Молодёжная секция ВРНС получилась одной из самых оживлённых и правдивых.
Противоречивая секция
Если второй день мероприятия ознаменовался пленарным заседанием с выступлением Патриарха Кирилла, то первый был разделён на семь секций: шесть главных направлений духовной и организационной деятельности Собора и – отдельно, в другом здании – писательская секция.
На молодёжной секции диссонансом звучали огненные стихи рэпера Жигана, но приятным контрастом оказалось выступление донецкой девушки Елизаветы Сушковой – бесхитростный рассказ о реалиях Донбасса, о том, как живут люди в условиях постоянного военного давления.
17-летняя Елизавета рассказала, как ещё в "домайданные" времена на самостийной Украине буквально на глазах переписывалась история, как выкорчёвывалось всё русское, как совершенно русскому региону навязывалась принудительная украинизация. И потом, как глоток свежего воздуха – сопротивление 2014 года, ополчение, борьба за свободу. Совсем ещё юная Елизавета вошла в движение "Молодая республика" в Донбассе (37 ячеек, более 9000 активистов по всей ДНР). Она помнит первый свободный парад Победы в 2015 году – как по Донецку прошёл русский Бессмертный полк, словно крик Москве – заберите нас себе, мы ваши, мы с вами!
Русский мир – лучшее, что случилось в истории моего государства!
– уверенно заявила Елизавета, которая учится в МГИМО как стипендиатка Царьграда.
Может быть, кому-то в зале в этот момент стало яснее, за что бьётся русская армия на бывших и нынешних украинских территориях. А закрепил это ощущение заместитель главы Собора Константин Малофеев, разорвавший вяловатую атмосферу секции своим выступлением. Правда прозвучала уже в первой фразе:
Мы сейчас находимся в войне.
"Ты не русский"
Война пришла на русскую землю, в Донецк и Луганск – и не откликнуться на неё было невозможно. Тут Малофеев привёл очень неожиданный пример. Он вспомнил роль Фёдора Бондарчука в фильме "Сердце Пармы", где актёр играет Ивана III, и процитировал его слова: "Я хочу создать такую Русь, такой Третий Рим, такую глыбу, чтобы если что-то случилось в Чердыни, то отозвалось эхом в Москве и Смоленске, чтобы каждый почувствовал эту боль, как свою".
Бондарчук играет плохо, ему не веришь, но в реальности это действительно главный принцип. Если что-то произошло в Донецке, каждый должен почувствовать эту боль как свою,
– добавил Константин Малофеев.
И далее ключевое:
Если этого в тебе нет, ты не просто не гражданин своей страны, ты не русский.
Глава ВРНС Святейший Патриарх Кирилл и заместитель главы ВРНС Константин Малофеев (слева). Фото: Царьград
Супермен не пришёл
Молодёжь любит правду, и она её получила:
Всё отнюдь не так хорошо, как мы думали до начала этой войны. Мы все верили в картинку в телевизоре, а оказалось, что всё не совсем так. Народная милиция ДНР спрашивает, когда же придёт настоящая русская армия – эти люди имеют право спросить, они там 8 лет воюют, ждали, что придёт супермен, и всё сразу закончится. Этого не случилось.
Далее Константин Валерьевич призвал не относиться к украинцам с ненавистью: "Через десять лет мы будем сражаться с ними плечо к плечу в войне против Запада, как сейчас воюем плечо к плечу с чеченцами". Но сейчас значительная часть украинцев беспрецедентной пропагандой превращена в зомби, даже в зверьё. И далее прозвучал главным призыв к молодым людям:
Чтобы не стать такими, мы должны воевать каждый на своём месте. Если кто-то на фронте станет мешком, который таскает за собой автомат, не может отжаться десять раз, не надо туда идти и отягчать фронт своим присутствием. Зато у вас светлая голова, зато вы можете написать 80 постов. Пишите их. Воюйте так. Это гибридная война, она везде.
Боль страны
Руководитель отдела спецпроектов Псковского театра драмы Дмитрий Стрен рассказал Царьграду, что в его городе лучше чувствуется близость войны, поэтому после начала мобилизации творческие люди города решили помочь, чем могут. Придумали проект "Свои".
В Пскове лучше чувствуется близость военных: больше их видишь, лучше понимаешь, больше беспокоишься. За месяц существования проекта нам написали студенты из Екатеринбурга, Улан-Удэ, Воронежа и предложили свою помощь. Студенты оказались солидарны с нами.
Вопрос русскости, очень сложный для нынешней молодёжи, выросшей в глобализированном мире (на следующий день о нём много будет говорить и Патриарх Кирилл в своей программной речи второго дня Собора). Но есть показательные примеры чеченцев и татар, которых в 90-е раскачивали на отделение от России. Умных людей среди них оказалось большинство, они понимают, что если они уходят в национализм, то из представителей огромного, сильного этноса съёживаются до маленького зависимого государства. А если они с Россией, то вся Россия – такая же их, как и наша. Это и есть имперское мышление, но за него надо платить (а об этом на следующий день говорил и замглавы администрации президента Сергей Кириенко).
Мы одной крови
Политолог и писатель Роман Антоновский сделал акцент на языке, которым следует говорить с молодёжью:
Самое главное, что с молодёжью нужно разговаривать на понятном для неё языке. Пропагандировать традиционные ценности, вкладывать патриотические смыслы нужно не закоснелым, скучным канцелярским языком. Делать это нужно в интересных молодёжных форматах – прикольные фильмы, ролики, сериалы. Владимир Путин сказал, что в следующем году будет выделено 3,9 млрд на контент для детей и подростков. Это очень хорошо, потому что у нас не хватает качественной хорошей пропаганды в доступных молодёжных форматах. Не хватает тех же книг для детей и подростков и классных фильмов, и сериалов, которые бы популяризировали русских героев, историю, вкладывали правильные смыслы.
Должны создаваться новые институты для этого. Нам нужны креативные центры, которые будут собирать талантливых творцов. Проблема в том, что до начала СВО в культуре было, да есть и сейчас, засилье либералов. Сейчас главная задача – отстранить их от кормушки, отключить их от госфинансирования, заместить их талантливыми патриотами, создавать креативные центры, которые будут заниматься подготовкой такого контента. И, конечно, нам нужно заняться цензурированием. Мы не можем победить антироссийскую пропаганду запретами.
Победить вражескую пропаганду можно только более качественной контрпропагандой. Надо сделать так, чтобы на неё были направлены госбюджеты. Если люди публично выражают антироссийскую точку зрения или публично не выражают поддержку спецоперации, как минимум финансирования их проекты получать не должны. Надо всех людей, которые занимают значимые государственные должности, заставлять в своих соцсетях подписываться под поддержкой спецоперации, отказывающихся – увольнять. Это и есть государственная политика!
Предателям здесь места нет
И недооценка контрпропаганды может дорого стоить. Есть пример проигранной Японской войны, когда рабочих на Транссибе так разагитировали большевики, что те перекрыли поставки вооружений. Рабочим и в голову не приходило, что они, по сути, предатели – так работала пропаганда при фактической свободе слова.
Большинство негативных комментариев – это либо украинцы, либо боты из украинских ЦИПcО. Но если речь идёт о гражданах России, находящихся в России, – с такими надо бороться. А нам нужна атмосфера абсолютной нетерпимости к предательству, надо понимать, что измена – это не флирт и кокетство, а принципиальный жизненный шаг с понятными последствиями. И даже пацифизм ("пацифизм в пользу врага") – тоже принципиальное решение, за которое надо отвечать.
Мы все за мир. За мир после победы. Есть два мира – до победы и после. Мы за мир после победы.
Что с того?
Главная задача молодёжной политики сейчас – мобилизация. Не частичная, а полная. Мобилизация на борьбу за Россию на всех возможных фронтах. Не словоблудие о повышении роли молодых людей в управлении, не "не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым", а прямое привлечение молодёжи к службе в армии, волонтёрской деятельности, пропаганде, ко всем формам гибридной войны.
Россия – это их страна. Им здесь жить, им здесь растить детей. И новую сильную Россию, кроме них, никто не построит.