Политическая революция в Европе началась с Австрии
Отставка австрийского канцлера - еще один сигнал разрушения послевоенного политического устройства Европы
Канцлер Австрии и глава Социал-демократической партии Австрии (СДПА) Вернер Файман покинул свой пост. Причиной отставки стала утрата доверия со стороны однопартийцев после сокрушительного поражения в первом туре президентских выборов, где Файман показал рекордно низкий для представителя СДПА рейтинг. Проигрыш социал-демократов связывают с миграционным кризисом в Австрии и недостаточно грамотными действиями канцлера.
Немецкий журналист и политолог Александр Рар считает отставку Файмана отражением более глубоких и сложных политических процессов в Европе.
"Можно сказать, что это часть правого наступления в Австрии и в Европе в целом. ЕС находится сейчас в "алармистском" состоянии, особенно Германия. Дело в том, что Файман возглавлял коалиционное правительство двух главных партий. То же самое происходит сейчас в Германии, где власть делят христианские и социал-демократы (в Австрии - социал-демократы и консерваторы). То есть можно говорить о закате дней величия социал-демократии в Европе. Подобные коалиционные правительства могут теперь начать терпеть крах, рушиться, как карточные домики".
Если говорить о миграционном кризисе, который считают одной из причин его фиаско, то Файмана как раз трудно заподозрить в симпатиях к беженцам. Именно он стал инициатором создания "австрийской стены" внутри Евросоюза, отделяющей Австрию от Словении и Италии. Этот реальный, в отличие от лозунгов правых, шаг вызвал крайне негативную реакцию как внутри политического истеблишмента ЕС, так и у общественности. Премьер-министр Италии Маттео Ренци провел встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель и в совместной пресс-конференции по ее итогам оба политика заявили, что подобные меры внутри Шенгенской зоны неприемлемы. В свою очередь политические активисты, выступающие против строительства заборов на границе с соседними странами, 9 мая устроили демонстрацию, в ходе которой провели массовый "прорыв" через границу. Демонстрантов разгоняли слезоточивым газом австрийские полицейские.
И тем не менее кандидат от Социал-демократической партии впервые за всю послевоенную историю страны не прошел во второй тур президентских выборов, а представитель ультраправой Партии свободы Норберт Хофер, в отличие от Файмана пока не подкрепивший свои заявления против мигрантов реальными действиями, набрал 36 процентов голосов.
При этом Рар не считает, что это происходящее укрепление позиций правых партий свидетельствует об угрозе возрождения нацизма: "Это не националистические партии, они скорее право-популистские. Они просто работают под лозунгами против беженцев, пугают разрушением европейской цивилизации".
С другой стороны, отставка Файмана может быть связана с его личным низким рейтингом. Как политик австрийский канцлер известен разве что в качестве завсегдатая знаменитого Бильдербергского клуба, что также не снискало ему популярности, а скорее настраивало "родную" политическую элиту и сопартийцев против него. За время 8-летнего руководства Файмана СДПА погрузилась в самый глубокий кризис со времен нацистских репрессий. Впрочем, и его личной вины здесь нет, он просто показал себя довольно слабым руководителем, который не смог сделать ничего для вывода партии из кризиса, в том числе идеологического. Партия, которую возглавлял Файман, от социализма давно уже сохранила только название, в ее приоритетах преобладают рыночные реформы, снижение налогов для богатых, и, как ни странно, именно социалистическое правительство провело самую масштабную приватизацию госпредприятий в истории Австрии.
"Эти тенденции скорее свидетельствуют о большом недоверии населения Европы к существующим партиям. Меняется политический мейнстрим, который существовал с 50-х годов XX века. У власти всегда находились две партии: одна - более правая, другая - более левая. Это удерживало в ЕС некий политический баланс", - говорит Александр Рар.
Но если социал-демократы перестали быть и социалистами, и демократами, неудивительно, что они терпят поражение. Как сказал Маттео Ренци, узнав о проигрыше кандидата от СДПА в первом туре президентских выборов: "Когда левые пытаются играть в правых - они проигрывают. Потому что избиратель предпочитает оригинал".