Поколение Z уже не спасти? В борьбе за рождаемость забыли о главном: С чего начинается семья, напомнил демограф
В борьбе за рождаемость чиновники забыли о главном. С чего начинается семья, напомнил демограф Александр Синельников. Элина Жгутова также обратила внимание на идеологическую составляющую проблемы. По её мнению, поколение Z уже не спасти.
На днях неожиданная дискуссия разгорелась вокруг нацпроекта "Демография". Несмотря на благостные отчёты замглавы правительства по социальным вопросам Татьяны Голиковой об успешном ходе реализации программы, в Госдуме публично выступили с критикой, указал экономический обозреватель "Первого русского" Юрий Пронько в эфире программы "Царьград. Главное".
Так, зампредседателя Госдумы Анна Кузнецова обратила внимание на то, что говорил по поводу претворения в жизнь национальных проектов президент России Владимир Путин: об успехе можно говорить не тогда, когда на реализацию спущено много денег, когда организовано много встреч, обсуждений, мероприятий, а когда люди действительно стали лучше жить.
И если оценивать "Демографию" так, то всерьёз рассуждать об очевидном прогрессе уже не приходится. Между тем Голикова до этого как раз отчитывалась, что по итогам 2023-го достигнуты все показатели: маткапитал выдали свыше 1 млн семей, столько же получили единовременную выплату при рождении первенца, а при рождении третьего ребёнка или последующих детей – почти 600 тысяч домохозяйств.
Но, несмотря на это, демографическая ситуация всё больше откатывается назад в 1990-е, подчеркнул ведущий Царьграда. Он обсудил проблему с членом научно-экспертного совета при Комиссии Совета Федерации по семейному праву Элиной Жгутовой и профессором кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александром Синельниковым.
Вкачали миллиарды – и какой итог?
Первая из экспертов, комментируя доклад Голиковой, заметила, что, может быть, все показатели действительно достигнуты, но уж точно кроме главного – показателя рождаемости:
Он на сегодняшний день у нас упал до минимума. Когда-то мы рассчитывали поднять коэффициент рождаемости до 1,7 и вкачивали миллиарды, но теперь мы и вовсе пришли к показателю 1,4 – его мы в последний раз наблюдали разве что в 1990-е годы.
Она также объяснила, в чём состоит ключевой изъян нынешней демографической политики:
Государство не меняло свою позицию по отношению к людям, к народу – оно просто пыталось залить все проблемы деньгами. Мы у вас, дескать, покупаем детей – вы что, не можете организовать нам этот товар? Вот вам, мол, деньги, вот вам спрос – дайте нам предложение. Но мы же не на рынке…
Татьяна Голикова. Фото: Russian Government/Globallookpress
Собеседница "Первого русского" в связи с этим высказала мнение, что Татьяна Голикова не вполне справляется со своими обязанностями:
Нам давно нужно сделать выводы. Если этот человек даёт нам подобные результаты достаточно давно, что-то надо менять. Мы ведь уже всё поменяли, кроме руководителей, по сути, этих национальных проектов. Если мы сейчас заходим на новый виток, у нас на повестке нацпроект "Семья", то что мы получим? Опять потраченные деньги, и притом ни на что? Самое главное в нашей семейной политике – не добавлять, а убирать. Мы добавили столько, сколько уже не съесть. Причём кому мы добавляем? Обществу потребителей. Кто такой потребитель? Человек, который берёт деньги и тратит на себя. Он не бежит рожать ребёнка. Сначала уберите это потребительство из головы, а потом уже давайте деньги на разумные цели. Ну это смешно: мы заливаем бензином пожар, мы отапливаем улицу, мы собираем воду решетом. Вот что происходит. А власть удивляется: ну как же так, что же им ещё-то нужно? Уже столько денег дали.
Также Элина Жгутова призвала не забывать о таких явлениях, как деструктивный контент и чайлдфри:
С этим начали потихонечку бороться, но пока мы не можем остановить эту волну, запущенную глобалистами. Давайте понимать, откуда ветер дует. Это глобалистский тренд на сокращение населения очень силён, мы его не избежали.
Элина Жгутова призвала прекратить просто заливать проблемы семьи деньгами. По её мнению, природа демографического кризиса не столько финансовая, сколько идеологическая. Фото: Царьград
Вернулись к тому, с чего начинали
В свою очередь Александр Синельников согласился в разговоре с Царьградом, что оценивать эффективность какой-либо программы по затратным показателям, а не по результативным, мягко говоря, несерьёзно:
Очень уж неправильный подход. Если же говорить о результативных показателях, то мы должны понять, достигает ли проект своих целей. Осуществляемая демографическая политика, предполагающая льготы и пособия для семей с детьми, всегда имеет две цели. Во-первых, повысить уровень жизни семей, которые получают эти льготы и пособия. Во-вторых, повысить рождаемость.
Домохозяйствам, которым оказывается целевая государственная поддержка, конечно, становится легче жить. Насколько легче - это другой вопрос. Но эта социальная цель во многом достигается.
Однако нацпроект у нас всё-таки называется "Демография". И если говорить о демографических целях, о повышении рождаемости, то тут, конечно, эффект очень недостаточный. Активная демографическая политика у нас ведётся с того момента, как в 2007 году стал действовать закон о материнском капитале. Это основной инструмент данной политики, хотя есть и много других. Суммарный коэффициент рождаемости, который является, пожалуй, наиболее ярким и понятным показателем, то есть это среднее число детей, рождаемых одной женщиной, в 2006 году был 1,3. В 2015-м, когда политика давала максимальный эффект, он составлял чуть меньше 1,8. Но с тех пор пошло снижение. И в 2023-м – только 1,4. То есть мы почти вернулись к тому уровню, который был до введения закона о маткапитале,
– констатировал эксперт.
Александр Синельников. Фото: Царьград
Проблема индивидуализма
Кроме того, согласно последнему опросу Росстата, только четверть респондентов при наличии всех необходимых, с их точки зрения, условий будут готовы родить третьего и последующего ребёнка.
Почему у большинства людей нет такого желания? Это действительно сложный вопрос. Тут надо понять, что институт семьи, деторождение конкурируют со многими другими ценностями. С потребительством, со стремлением к лёгкой жизни. Если говорить об идеологической стороне этой проблемы, то это проблема индивидуализма, часто переходящего в самый элементарный эгоизм. Потому что очень уж много есть людей, которые, к сожалению, думают только о себе,
– считает Синельников.
Он добавил, что в борьбе за рождаемость многие чиновники забыли о главном. Так, демограф напомнил, с чего начинается семья:
Воздействовать же надо не только на то, что обычно ассоциируется с демографией, то есть на рождаемость, а также и на другие стороны семейной жизни. А вот тут наша демографическая политика почти ничего не сделала. Основой семьи является законный брак. Сейчас многие семьи, к сожалению, создаются не на основе зарегистрированного брака, а на основе тех отношений, которые у нас в народе называют гражданским браком. И называют совершенно неправильно, потому что гражданский брак – это брак, зарегистрированный в отделении ЗАГС. У нас же называют гражданским браком отношения пары, которая просто живёт вместе, но свои отношения официально не оформляла. Так вот, по многим социологическим исследованиям в этих самых "гражданских браках" рождается гораздо меньше детей, чем в парах, которые свои отношения узаконили. В очень многих "гражданских браках" общих детей нет вообще.
Фото: Petrov Sergey/Globallookpress
Элина Жгутова между тем также подытожила, что проблемы нынешней демографической политики имеют не столько финансовую, сколько идеологическую составляющую:
Надо спасать подрастающее поколение. Поколение Z, мне кажется, уже не спасти. Но те дети, которым сейчас три-пять лет, – давайте хоть их спасём. Потому что сейчас так много грязи. Давайте говорить откровенно: гигиена важна в любой сфере, в том числе в семейной политике, в социальной политике.
Подробнее о причинах провала нацпроекта "Демография" – в видеоверсии программы "Царьград. Главное".
Напомним, программа "Царьград. Главное" выходит каждый будний день в 18:00. Не пропустите!