Поиск дна. Странные высказывания Эльвиры Набиуллиной
Глава Банка России Эльвира Набиуллина на днях странно ответила на вопрос, прошла ли уже экономика России дно. "Я так не люблю искать дно", – заявила она. Что это значит? Дно достигнуто, не достигнуто или Набиуллина просто не знает, где оно находится?
Два ключа одной двери
В сентябре 2013 года, уже будучи назначенной на пост главы Банка России, Набиуллина заявила:
Очень важно чётко разграничить зоны ответственности правительства и Центрального банка и не делать двух ключей от одной двери.
С одной стороны, Центральный банк, согласно Конституции, имеет особый правовой статус, является независимым институтом и подотчётен только Государственной думе. С другой стороны, его основные функции – обеспечение стабильности и устойчивости рубля и развитие финансовой и банковской систем России. А это – важнейшие компоненты экономики страны, состояние которой как раз находится в зоне ответственности правительства. Поэтому, хочет госпожа Набиуллина или нет – правительство обязано хоть в какой-то мере влиять на российские банки и финансы.
Либералы не были бы либералами, если бы не говорили о реформах. По мнению Набиуллиной, высказанному в июне 2019 года, "у нас проблема низкого роста, которую можно исправить только структурными реформами". Действительно, экономика России выросла в 2019 году всего на 1,3%. Кстати, аналитики из Центробанка прогнозировали рост ещё меньший – на 0,8–1%. И в очередной раз ошиблись!
С другой стороны, содержание "структурных реформ" либералов хорошо известно. Это сведение к минимуму роли государства в экономике, тотальная приватизация, продажа активов иностранным инвесторам за копейки, неограниченные возможности для олигархов, урезание социальной сферы... Приведёт ли всё это к росту хотя бы в перспективе? Вопрос риторический. Но подобное мы все могли наблюдать в 1990-е годы. И что, тогда был экономический рост?
В 1994 году спад ВВП достиг 12,7%, в 1995 – 4,7%, в 1996 – 3,6%. В 1997 году был небольшой рост в 1,4%. Ну а 1998-й отметился августовским дефолтом. В общем, у либералов была возможность провести структурные реформы в 1990-е. Но из высказывания Набиуллиной получается, что они ей не воспользовались. Полноценные реформы так и не были проведены. В общем, "эта песня хороша – начинай сначала".
Эльвира не любит быстро
А в сентябре того же 2019 года Набиуллина заявила, что "хуже всего, когда они (цены на нефть) очень быстро растут и очень быстро падают". Но позвольте, госпожа Набиуллина очень любит делать прогнозы, в том числе и относительно стоимости барреля нефти. И хотя прогнозы зачастую не сбываются, зачем тогда в принципе возмущаться быстрому росту или падению цен на нефть? Конечно, даже два года спустя, в 2021 году, доля нефтегазовых доходов в общем объёме ВВП составила чуть ли не 82%.
И здесь примечателен тот факт, что либералы постоянно упрекают российскую власть в неспособности "слезть с нефтегазовой иглы" и создании "нефтяной" экономики. Но позвольте, господа либералы, нефтяная зависимость возникла ещё в советское время. И вы с вашимим реформами не смогли преодолеть её в 1990-е! Падение цен нефть стало одной из причин дефолта 1998 года.
Структурировали-структурировали, да не…
Сравнительно недавно, в сентябре нынешнего года, Эльвира Набиуллина снова высказалась на тему реформ:
Чтобы противостоять вызовам, требуется структурная перестройка экономики. Эта структурная перестройка, конечно, затронет и финансовую сферу, которая должна переориентироваться на выполнение задач перед экономикой.
Нетрудно представить, что под "структурными изменениями" и "перестройкой" либералы всегда имеют в виду либеральные реформы, которые в российских условиях приведут только к деградации и распаду страны. Ну а перестройка финансовой сферы, проводимая либералами, приведёт как минимум к очередному дефолту.
Тем более что сейчас в России из-за всем известных геополитических событий действительно взят курс на постепенные структурные изменения. В первую очередь – на импортозамещение. Глава Банка России не обделила вниманием и этот процесс. Набиуллина сказала, что
из-за санкций российские потребители и производители теряют доступ к рынкам импорта и экспорта, готовой продукции, компонентам. И проблемы могут возникать, даже когда есть производство с высокой степенью локализации, когда произошло уже достаточно высокое импортозамещение. Ну, например, если нарушились поставки каких-то компонентов, частей, доля которых в конечном продукте может быть небольшой. Например, швейные производства столкнулись с трудностями с приобретением швейной фурнитуры – основные поставщики были из Европейского союза. Это, например, пуговицы: их много где делают, но вот, как предприятия нам говорят, по их оценкам, поиск новых партнёров, логистики может занимать до нескольких месяцев.
То же самое, например, с бумажной промышленностью: древесина у нас вся российская, но отбеливающие химикаты были импортными. Сейчас производители переключаются на альтернативных поставщиков, занимаются разработкой собственных химикатов, но тоже нужно время. В пищевой промышленности сырьё отечественное, привычной иностранной упаковке нужно срочно искать замену. И всё это занимает время.
Что ж, Набиуллина констатировала очевидные вещи. И здесь хочется обратить внимание: либералы декларировали, что их реформы приведут к росту деловой инициативы и созданию современных частных производств. Но выходит, что и швейная фурнитура (производилась в СССР), и пищевая упаковка, и химикаты для бумажной промышленности у нас всё так же импортные! Что-то не спешат отечественные предприниматели создавать такие – далеко не самые высокотехнологичные – производства. Видимо, те либеральные реформы пошли как-то не так...
Что с того?
В заключение хочется привести высказывание Набиуллиной, сделанное на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года:
Мне кажется, что всем очевидно, что по-прежнему не будет. Внешние условия действительно изменились надолго, если не навсегда, и значимо изменились. Мы, как страна, на текущий момент теряем от участия в международном разделении труда, потому что экспорт у нас с дисконтом, импорт с премией.
И если про "дисконт" и "премию" – это то же самое, что про "нелюбовь к поиску дна", то в оценке текущей ситуации либералка Эльвира Набиуллина действительно права. "По-прежнему" уже точно не будет. Россия теперь стремится к автаркии – финансово-экономической и технологической самодостаточности и независимости. И либералам с их "долларизацией" экономики, свободой инвестиций и открытостью страны для импорта делать здесь будет нечего.