По воробьям из пушек: Нужны ли саудитам С-400?
Почему Саудовская Аравия до сих пор не купила российские системы ПВО
На трёхсторонней встрече с Хасаном Рухани и Реджепом Эрдоганом Владимир Путин предложил свой метод защиты нефтяных объектов Саудовской Аравии. Сославшись на суру Корана, где говорится о допустимости насилия для защиты «своего рода», он напомнил о готовности продать Саудовской Аравии российские системы ПВО С-300 или С-400.
Они надежно защитят любые объекты инфраструктуры Саудовской Аравии,
– заметил Путин.
Слова российского президента стали реакцией на события, которые сумели затмить в инфополе даже саммит России, Турции и Ирана по Сирии. В начале недели два нефтяных объекта Саудовской Аравии, включая крупнейший НПЗ в мире, подверглись нападению дюжины беспилотников. Поставки нефти из королевства упали с 9,8 до 5,7 млн баррелей в день, что взвинтило цены на нефть на 19%. США и КСА в атаке подозревают Иран, Тегеран отрицает обвинения, а ответственность на себя взяли повстанцы-хуситы из Йемена.
Переговоры ведутся с 2017-го, но ещё не купили
Продажа С-400 саудитам – новость не вчерашнего дня. Контракт на их поставку подписан ещё в мае 2017-го. Накануне исторического и первого визита саудовского короля в Россию. Однако с тех пор никаких конкретных шагов по реализации контракта не заметно. В августе 2018-го глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр сказал, что переговоры продолжаются, но их результаты он не берется предвосхищать.
Адель аль-Джубейр. Фото: Ahmad Abdo/Globallookpress
Тогда же он отклонил критику Вашингтона, не советующего приобретать российские системы.
Атака на саудовские НПЗ: Что будет с ценами на нефть
Оттягивание процесса может быть вызвано страхом поссориться со своим главным союзником – Соединёнными Штатами. Перед глазами есть пример турок. Американцы исключили Турцию из программы по созданию истребителей пятого поколения F-35, а ещё раньше ввели торговые пошлины. Вашингтону есть чем ответить Эр-Рияду. США могут ограничить закупку саудовской нефти, от импорта которой они зависят на 13 процентов. Дональд Трамп также может обнулить сделку по продаже вооружения КСА на сумму 110 млрд долларов.
Для короля Салмана рисковать вековой дружбой ради русских ракет было бы недальновидно. Но, когда американские ПВО не могут защитить саудитов от йеменских дронов, инстинкт самосохранения может взять вверх.
После уничтожения своей нефтяной промышленности саудовцы напряглись и будут искать способы укрепить своё воздушное пространство. Переговоры по политическим мотивам затягиваются, но исключать покупку С-300 или С-400 не стоит.
С-300. Фото: Aleksey Ivanov/ Globallookpress
По воробьям из пушек
Военные эксперты сомневаются в том, что эти ПВО эффективны в борьбе с дронами.
Специально для борьбы с беспилотниками покупать С-300 или С-400 смысла нет. Они не очень эффективны против дронов. Теоретически можно использовать ракеты С-300 или С-400, но тратить эти ракеты для 1-2 беспилотников – слишком жирно, даже для саудитов,
– прокомментировал Царьграду ведущий военный эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
При этом С-300 и С-400, имея сильную систему радиолокации, и в комбинации с другими системами ПВО могут гарантировать защищённость саудовского неба от дронов.
Саудитам следовало бы закупить системы ближнего радиуса действия «Тор-М» и «Панцирь-С», а лучше и то и другое. Они должны быть интегрированы в общую систему С-400. Последние определяют дроны на дальнем расстоянии, а на близком расстоянии их сбивают «Тор-М» и «Панцирь-С»,
– добавил Александров.
«Панцирь-С». Фото: MOD Russia/Globallookpress
Лазером по дронам, или Что может проредить «зубы дракона»
Хронология событий в Персидском заливе с мая говорит в пользу нагнетания напряжённости. Востоковеды уверены, что атака на НПЗ – это только верхушка айсберга. Ведь саудиты и американцы ещё не показали пальцем на Иран как на виновника атаки. Обвинение Тегерана обяжет их к силовым мерам. Саудовской Аравии нужно быть готовым к защите не только от дронов, но и от иранских баллистических ракет. Поэтому интерес к российским ПВО в Эр-Рияде будет только усиливаться.
Независимо от того, чем кончится противостояние, угроза войны сохраняется. «Хочешь мира – готовься к войне» – гласит латинская пословица.