Первый «О» класс, или Добро пожаловать в школу, поколение беби-бума
Почему новый учебный год будет сильно отличаться от предыдущих, и какие задачи это ставит перед страной
В канун 1 сентября телеканал «Царьград» обнаружил на сайте одной из школ Подмосковья неординарный документ. После прочтения этой бумаги у всякого отпадут вопросы о том, чем нынешний учебный год будет отличаться от большинства других.
Речь идет о приказе «Об организации приема детей в первый класс», выпущенном директором школы №17 подмосковного города Одинцово.
Первый же пункт этого распоряжения гласит: «Объявить набор детей в 12 первых классов на 2018-2019 учебный год».
Семейное образование: Возрождение традиции
Имя нам — легион
«Сколько-сколько?!» — невольно переспросили мы, попутно помянув поговорку про «не верь глазам своим». Серьезно, 12 первых классов всего в одной отдельно взятой школе? А в других? В соседних? В том же Одинцове и других подмосковных городах, в столице и регионах?
Стоило задаться этим вопросом и копнуть чуть глубже, и открылась впечатляющая правда. Оказывается, в нашей стране, где только ленивый за последние годы не твердил про «проблемную демографию», «оставляющую желать лучшего» рождаемость, в наступившем учебном году школы буквально трещат по швам. Прежде всего от наплыва первоклассников.
Особенно «веселая» ситуация в Подмосковье. Вместо привычных трех-четырех первых классов во многих школах их оказалось пять-шесть, а кое-где их число приблизилось и к десятку. Есть и рекордсмены: так, в Одинцовской школе №17, из которой пришел приказ, самые «дальние» классы, если верить простому буквенному подсчету, носят литеры «Л» и «М». Но и это, говорят, не предел: есть школы, где в 2018-2019 учебном году дети пойдут даже в первый «О» класс.
Фото: www.globallookpress.com
Причина такого положения дел — беби-бум, разразившийся в России семь-восемь лет назад. К 2010-му люди массово оценили комфорт от стабильности; доля среднего класса уверенно приближалась к 60% населения; за три года устаканилась и качественно заработала программа маткапитала, до всяких кризисов и санкций было еще ой как далеко... И россияне решили: пора рожать. Самое время.
И вот теперь настало время этому поколению беби-бума идти в школу. В том же Подмосковье число учащихся в наступившем 2018-2019 году выросло на 41 тысячу человек. 1 сентября в регионе сели за парты 852 тысячи школьников, из которых 93 тысячи — первоклассники. В Ленинградской области учащихся стало больше на девять тысяч.
Ядовитая школьная форма
«Бац — и вторая смена...»
Разумеется, большое количество детей — это хорошо. Тем более на фоне грустной статистики, которая еще совсем недавно звучала из правительственных кабинетов. Авторы доклада о реализации госполитики в сфере образования, например, в июне этого года констатировали, что за последние 17 лет численность российских школьников сократилась более чем на 21,7%.
Подрастающие поколения — это будущее страны, живой фонд ее развития и благосостояния. И чем этот фонд «богаче», тем больше возможностей он в перспективе дает России.
Однако любое богатство — это всегда не только радость, но и ответственность. И к человеческому капиталу это относится едва ли не больше, чем к любому другому.
Фото: www.globallookpress.com
Что нужно российским школьникам, чтобы успешно постигать знания, становиться успешными членами общества? Первая и самая базовая необходимость — нормальные помещения, здания и классы для учебы. Теплые, удобные, оснащенные современным оборудованием. Чтобы и компьютеры тут, в идеале, и интерактивная доска. Куда сейчас без хорошей техники?
Хватает ли всего этого нашим учащимся? Увы, далеко не всегда и не везде. В том же Подмосковье не менее 50 тысяч школьников будут в этом году учиться во вторую смену. Об этом напрямую сообщил губернатор региона Андрей Воробьев. В области должны открыться 19 новых школ, однако 10 из них заработают только с 1 января. Так что пока придется потесниться.
Главная ценность и дефицит
Но вторая смена — еще не такая большая беда. В нескольких регионах — Чечне, Бурятии, Дагестане — свыше 10 тысяч школьников ходят на занятия... в третью смену. В обычное время на них в учреждениях просто не хватает места. И это только «цветочки»: в том же Дагестане сейчас ежегодный прирост населения составляет около 30 тысяч человек. Это рекордный показатель. Власти, разумеется, работают над улучшением ситуации со школами: строятся новые здания, дефицит помещений обещают ликвидировать к 2024 году.
ВУЗ: Cколько стоит «бесплатное» образование
Однако все эти помещения окажутся полностью бесполезными без самого главного — без учителей, которые придут учить и воспитывать юное поколение. А педагогические кадры в России сейчас — увы, еще большая ценность и дефицит, чем нормально обустроенные классы.
По официальным данным министерства просвещения, нехватка педагогов в стране не превышает 1% вакансий. Однако исследование, проведенное нынешним летом специалистами Общероссийского народного фронта, выявило принципиально иную статистику: нехватка преподавателей, пусть даже и по одному-двум предметам, наблюдается ровно в половине российских школ. Особенно актуальна эта проблема в сельских районах.
Как пасти котов
Учитывая нынешнюю ситуацию, не будет преувеличением сказать, что обеспечение хорошими, качественными педагогами всей этой оравы детей, пришедшей в школы и еще готовящейся к поступлению в ближайшие годы есть стратегическая задача для России. Без грамотных, заряженных на хороший результат учителей все это громадное поколение может оказаться потерянным как для страны, так и для себя самих.
Задача эта не менее сложна и головоломна, чем пресловутое умение «пасти котов» (кто не в курсе, так называется популярная в бизнес-среде книжка — руководство для айтишников, управляющих другими айтишниками). Однако, безусловно, она реализуема, хоть и потребует значительных усилий, финансовых и прочих вложений. И если все сделать правильно, эти вложения окупятся в разы.
Фото: www.globallookpress.com
Понятно, что выпускников педвузов сейчас не завлечешь в удаленные районы ни льготами, ни дополнительными коэффициентами к зарплате. Зато вот жилье, например, уже может стать фактором, который заставит молодежь повернуться к школе лицом. Знай начинающий учитель, что, отработав несколько лет, он может получить собственную квартиру или дом (даже льготные условия по ипотеке, к слову, кому-то очень пригодились бы), и на перспективу стоять у доски перед классом он посмотрел бы совершенно иначе.
Московская электронная школа подсадит детей на гаджеты
Сельским или малокомплектным школам помогло бы преодолеть кадровый голод выстраивание подготовки учителей-универсалов — специалистов, которые знают и преподают сразу несколько предметов, будь то гуманитарная направленность (литература, русский и иностранный языки, история), дисциплины технического (математика и физика) или естественно-научного цикла (география, химия, биология). Такая практика уже используется в мире, в том числе и в европейских школах. Однако для того, чтобы она стала возможна в России, необходима серьезная модернизация системы педагогического образования, что само по себе дело небыстрое.
Нельзя забывать и о том, что с самой сложной ситуацией, связанной с демографическим всплеском, Россия столкнется даже не сейчас, а через 10-11 лет. Когда вся толпа нынешних малышей вырастет и разом выпустится из школ, став абитуриентами, начнет бороться за места в вузах и средне-специальных учебных заведениях. И к этому времени в сфере высшего образования необходимо навести максимальный порядок. По возможности увеличить количество университетов, институтов, колледжей, но с обязательным условием: чтобы работающие там люди были профессионалами, чтобы все эти заведения давали качественное, востребованное в реалиях нынешнего времени образование.
К счастью, на то, чтобы справиться с этой задачей, у России есть еще десять лет.