Пациентов запретили лечить? За несколько дней в интернате умерли девять человек: Что скрывают чиновники
Кузбасс второй раз с начала года оказался в центре внимания из-за трагедии в учреждении здравоохранения. В Прокопьевском интернате, где содержатся люди с ментальными заболеваниями, в январе ушли из жизни сразу девять пациентов. Официально – от гриппа. Медперсонал утверждает, что заболевшим запретили давать лекарства. Люди годами жаловались на ужасные условия проживания и работы – в ответ тишина. Подробности – в публикации Царьграда.
Хронология трагедии
На прошлой неделе пошла первая волна сообщений в соцсетях, что в психоневрологическом интернате (ПНИ) в Прокопьевске Кемеровской области (это город-спутник Новокузнецка, 170 тысяч человек населения) творится неладное: его пациенты массово жалуются на лихорадку и высокую температуру, а двое уже находятся в тяжёлом состоянии. Отреагировали региональные прокуратура и Следственный комитет, которые сообщили о начале проверки.
Оказалось, что в интернате зафиксирована вспышка гриппа группы А. 24 января региональный Минздрав подтвердил наличие инфекции. В ведомстве сослались сначала на внебольничную пневмонию у двух пациентов – их экстренно доставили в больницу. После было решено провести массовое обследование всех постояльцев учреждения:
Скриншот сообщения Минздрава Кемеровской области//kuzdrav.ru
25 января Минздрав уточнил, что вирус подтверждён только у четырёх пациентов, но у 17 обнаружили грипп типа А:
В тяжёлом состоянии находится один пациент. Тяжесть состояния обусловлена присоединением острой респираторной инфекции к основному психоневрологическому заболеванию.
В ведомстве заявили, что все заболевшие госпитализированы в инфекционные больницы Прокопьевска и Новокузнецка, а ситуация в интернате "взята на особый контроль".
В прокуратуре и СКР сообщили о возбуждении уголовного дела по статье "нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлёкшее по неосторожности массовое заболевание людей и создавшее угрозу наступления таких последствий" (ч.1 ст.136 УК, максимальное наказание – до двух лет лишения свободы).
Таким образом, подтвердилось, что именно антисанитария могла стать причиной заболеваний. Интернат закрыли на карантин.
А уже сегодня, 29 января, выяснилось, что комиссия выявила девять (!) случаев смерти постояльцев. Из 46, согласно официальным данным, заболевших инфекцией – то есть гриппом А. И все они произошли в первом месяце наступившего года.
Минздрав списал их на "обострение длительно текущей сердечной недостаточности, болезни системы кровообращения, осложнённые нарушениями ритма, и тромбозы". И это при том, что среди умерших – не только глубоко пожилые люди, но и двое молодых.
Только чиновники от здравоохранения, видимо, упустили из вида вот какой момент. Смертность от вируса гриппа штамма А составляет примерно 7-10%. Много, да. Но в Прокопьевском ПНИ она составила вдвое больше даже максимальной планки – 19,6%.
А теперь зададим логичный вопрос: почему же проводить проверки, "брать под контроль" и искать виновных начали после резонанса в соцсетях и прессе, ведь "звоночки" были и раньше.
В Сети можно найти немало негативных комментариев об интернате. Вот один из них, весьма показательный:
Ужасное место, за больными не смотрят толком. Живу рядом, постоянно оттуда летят маты, врубают музыку не для больных (шансон и так далее).
Вот ещё отзывы об этом учреждении (оно, к слову, рассчитано на 515 мест и имеет филиал в Новокузнецке на 165 коек):
Скриншот страницы сайта "Яндекс.ру"
"Поперчи, посоли и забудь"
Ещё в сентябре прошлого года сами сотрудники учреждения жаловались журналистам на отвратительную еду, которую им приходится готовить пациентам из сгнивших овощей и тухлого мяса. Свои слова они подтверждали ужасающими фотографиями.
На проблемы жаловались ещё несколько месяцев назад. И что? Скриншот страницы сайта ngs42.ru
Конечно, проверки в интернате проводились (по нашим данным, за последние 10 лет там прошли полсотни инспекций, в 12 случаях выявлены нарушения), инспекторы даже выявляли нарушения, замечали там и тараканов.
В сентябре прошлого года журналисты уже попытались достучаться до руководства интерната, в попытке узнать, откуда на кухне некачественная еда? На этот вопрос им ответить не смогли – мол, поставщики же привозят только свежие продукты.
Если б могли, тела умерших "замели бы под ковёр"
Непонятный вирус, как рассказывают сотрудники интерната, появился задолго до массового заболевания проживающих. Первая вспышка – ещё в ноябре.
У них резко выросла температура. Они приходили в медпункт, говорили, что сильно болит голова, у кого-то кашель, сопли были. Медсестра говорила, что не знает, что происходит, но жаропонижающие им запрещено выдавать. Никто в больницы их не вёз, ждали чего-то,
– рассказывала одна из работниц учреждения.
Сотрудники предполагают, что вирус попал сюда вместе с одним из постояльцев, которого возили на обследование в ноябре. А среди людей с ослабленным здоровьем болезнь стала распространяться стремительно.
Но никакого карантина тогда не ввели – директор интерната Елена Морозова, утверждает персонал, знала о ситуации, но не принимала никаких мер:
Скриншот поста из ВК, паблик "Новости Прокопьевск Киселёвск". Персонал жалуется на директора Морозову
Пока подтверждения этому нет, проводится проверка.
Были жалобы и на условия проживания, и на питание. RT, например, сообщает со ссылкой на сотрудницу, что в помещениях "давно очень холодно, а на кухне регулярно лежат сгнившие продукты". А по информации местных СМИ, "сотрудники психоневрологического дома-интерната в Прокопьевске пожаловались, что им приходится готовить из сгнивших овощей и мяса с душком."
В самом учреждении эти обвинения опровергают: "Всё было нормально".
Морозова занимает свою должность с 20 октября 2017 года. Она не могла не знать о проблемах в интернате, которые, судя по откликам в Сети, отзывам медперсонала и результатам проверок различных инстанций, копились годами. Но директору каким-то образом удавалось это игнорировать. Кто-то прикрывал? Любопытная деталь: результаты инспекций в ПНИ внезапно перестали обнародовать ещё пять лет назад. А ведь нарушения, как уже сообщалось выше, были.
На момент публикации Морозова от должности не отстранена.
Никто не виноват – всё дело в неизлечимых болезнях?
Пока же комиссия областного Минздрава разбирается в ситуации, привлекли специалистов профильных органов, а Роспотребнадзор проводит противоэпидемические мероприятия.
Тут очень к месту будет вспомнить другую трагедию, произошедшую в Кузбассе практически в то же время: в роддоме Новокузнецка умерли девять младенцев. СК возбудил уголовное дело о причинении смерти по неосторожности. А Минздрав объяснил всё "тяжёлой внутриутробной инфекцией". Чиновники кивали и на букет сопутствующих заболеваний у недоношенных малышей.
При проверке вскрылась и нехватка персонала, и многочисленные жалобы рожениц на медиков.
То же самое происходило и в Прокопьевском интернате для людей с ментальными проблемами.
В нашем учреждении острая нехватка младшего медперсонала. Медсёстры работают день и ночь, на 200 проживающих – всего одна медсестра. Младший медперсонал выполняет функции санитарок, моют туалеты и полы,
– жаловались сотрудницы интерната в соцсетях ещё в 2023 году.
Что с того?
Понятно, что проблема с кадрами у нас в стране хроническая. И это определяет многие недостатки в системе здравоохранения: чего можно ожидать, если лечить нас становится некому, а те, кто ещё работают, не всегда отличаются профессиональными знаниями и, что тоже бывает нередко, простым сочувствием к пациентам?
Ежедневно поступающая информация о проблемах в тех или иных роддомах, что умирают младенцы, не хватает врачей, не хватает лекарств, не получают адекватную медицинскую помощь, говорит о том, что мы сейчас находимся в острой фазе кризиса здравоохранения,
– отметил в беседе с Царьградом профессор, доктор медицинских наук Денис Иванов.
Вот только пока проблемы будут и дальше замалчиваться, пациенты продолжат умирать. В случае со смертями в роддоме и интернате, где годами скрывали чудовищные нарушения, хочется, чтобы наказание настигло действительно виновных. Ведь у каждой такой проблемы есть свои имя и фамилия. И может быть, даже не одна.