Ответы даны 200 лет назад: Пушкин раскрыл все тайны спецоперации
6 июня 2022 года русский мир отмечает 223-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – великого поэта, одного из основоположников русского литературного языка и настоящего патриота, памятники которому сейчас сносят ополоумевшие нацисты на Украине. Безусловно, эта дата важна для всей мировой культуры не только в контексте общего романтического наследия первой половины XIX века. Царьград напомнит: Пушкин – знамя русской и всей мировой культуры – намекал на проблемы с Незалежной ещё в "Полтаве".
Волны захлестнувшей Украину русофобии докатились и до солнца русской поэзии. В апреле 2022 года современные варвары уничтожили сразу четыре памятника Пушкину – в Чернигове, Конотопе, сёлах Заболотовцы и Пушкино. На волне ненависти ко всему русскому Пушкино даже собираются переименовать. К счастью, это явление пока ещё не приняло массовый характер.
Да и с чего бы? Александр Пушкин, приверженец романтических настроений своего времени, с уважением относился к самобытности и свободолюбию современных ему малороссов, некоторое время прожил на землях Новороссии и посвятил поэму одному из важнейших событий в истории Украины. Попробуем понять, почему же для украинских националистов Пушкин оказался заклятым врагом.
На просторах Новороссии
Весной 1820 года Александра Пушкина вызвали в Тайную канцелярию. Там герой Отечественной войны, петербургский военный генерал-губернатор граф Михаил Милорадович заявил поэту, что юношеские стихи с насмешками над высокопоставленными чиновниками Российской Империи противоречат социальному статусу Пушкина – дворянина и госслужащего.
Речь шла изначально о ссылке в Сибирь или на Соловки, но благодаря заступничеству друзей Пушкина отправили служить в южные губернии России. По дороге поэт заболел и добирался до места службы в Кишинёве через Кавказ и Крым.
Осенью 1820 года Пушкин прибывает по назначению, но долго там не задерживается. С ноября 1820 года по январь 1821 года он проводит время в Каменке (Черкасская область) среди своих друзей, в том числе известных впоследствии декабристов. Затем несколько недель гостит в Киеве, посещает важный для декабристского движения город Тульчин (Винницкая область).
Позднее Пушкин совершает ещё несколько поездок по Украине, а с 3 июля 1823-го по 31 июля 1824 года живет в Одессе. Там он много работает над романом в стихах "Евгений Онегин", поэмами "Бахчисарайский фонтан" и "Цыганы", не говоря уже о многочисленных стихотворениях.
А.С. Пушкин. Портрет. Фото: Viktor Gritsuk/Russian Look/Global Look Press
Занимается поэт и службой – так, в мае 1824 года Пушкин ездил в командировку для борьбы с саранчой в Херсонской губернии. Однако параллельно портились его отношения с руководством в лице генерал-губернатора Новороссии Михаила Воронцова, который в итоге исполнил поручение Императора Александра I одобрить рапорт Пушкина об отставке со службы и отправить в новую ссылку – в Михайловское. Как писал видный пушкинист Леонид Аринштейн (1925 – 2019):
Неожиданная, необоснованная и тем особенно оскорбительная царская немилость означала для Пушкина конец полюбившейся ему пёстрой и привольной одесской жизни, разлуку с друзьями, а в перспективе духовную изоляцию в глухой деревне на неопределённый срок.
Более Пушкин на территорию нынешней Украины не возвращался. Но проведённого на юге времени хватило, чтобы оставить в потомках благодарную память, с которой теперь борются украинские националисты.
Подступы к "Полтаве"
Жизнь Пушкина на юге оставила определённый след и в его творчестве. Не раз упоминает он Одессу в своих стихотворениях и незавершённой десятой главе "Евгения Онегина". Но главная работа, связанная с Украиной, – это, конечно же, поэма "Полтава", написанная в 1828 году. Однако же она возникла не на пустом месте и была обусловлена произведениями литературных единомышленников Пушкина на схожую тему.
Тут важно сразу же пояснить, что политики Европы события Северной войны трактовали несколько иначе, чем государственные деятели России: поражение Швеции и появление новой Российской Империи многие восприняли резко негативно. Соответственно, украинские ренегаты на службе Карла XII рисовались русофобами этакими "борцами за свободу".
Привлечённый их образами лорд Байрон – культовая фигура романтизма – в 1819 году создаёт поэму "Мазепа", в которой, однако, описаниям борьбы за свободу предпочитает пересказ выдуманных сексуальных похождений будущего изменника в молодости, и в особенности его позорного наказания за прелюбодейство. Пушкин с сожалением писал после выхода "Полтавы":
Байрон знал Мазепу только по вольтеровой "Истории Карла ХІІ". Он поражён был только картиной человека, привязанного к дикому коню, который несётся по степи. Картина, конечно, поэтическая, но не ищите здесь ни Мазепы, ни Карла…
Вслед за Байроном Мазепой живо интересуется и впоследствии казнённый среди пяти главных заговорщиков-декабристов Кондратий Рылеев. В 1825 году он пишет поэму "Войнаровский", где рассказчиком и главным действующим лицом становится типичный для всех времён украинской истории молодой и доверчивый персонаж. Незрелые патриотичные порывы превратили его в игрушку умелого манипулятора – украинского "гетьмана"-предателя.
Примечательно, что Рылеев поместил перед поэмой историческую справку своего соратника Бестужева-Марлинского о племяннике Мазепы Андрее Войнаровском. Из неё следует, что после поражения Карла XII родственник изменника откупился (!) от титула безземельного антирусского "гетьмана". Позднее он был арестован русской агентурой в Гамбурге и сам пожелал предстать перед правосудием Петра Великого, который назначил Войнаровскому 7 лет заключения в Петропавловской крепости. После освобождения бунтовщика сослали в Сибирь, где он скончался в 1740 году.
Мазепа в ряде монологов поэмы "Войнаровский" напоминает скорее типичного декабриста, в целом уважающего монарха, но не желающего терпеть единоличное правление:
Но я решился: пусть судьба
Грозит стране родной злосчастьем, –
Уж близок час, близка борьба,
Борьба свободы с самовластьем!
Собственно, такая борьба приводит рылеевского Мазепу к бесславной смерти в состоянии помешательства, а его сподвижника и наследника Войнаровского – к полной разочарований и лишений сибирской ссылке. При этом подобная поэма не мешает современным украинским историкам упоминать Кондратия Рылеева как сторонника независимости Украины.
Пушкин ознакомился с "Войнаровским", но не смог согласиться и с образом Мазепы у Рылеева:
Кое-кто хотел сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История показывает его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благотворителя, убийцей отца несчастной своей любовницы, предателем Петра перед его победой, предателем Карла после его поражения: память его, подданная Церковью анафеме, не может избежать проклятия человечества.
И вот спустя три года после появления "Войнаровского" Александр Сергеевич Пушкин решил написать своё произведение на тему предательства Мазепы, известное множеству людей со школьной скамьи как поэма "Полтава".
Пушкинский Мазепа – развратник и предатель
"Полтава" Пушкина состоит из трёх песен. В первых двух поэт последовательно показывает байроновского Мазепу-обольстителя и рылеевского Мазепу-политика. В третьей появляется развёрнутый образ Петра Великого, его славных сподвижников и победоносных русских воинов.
Мазепа в личной жизни предстаёт грешником, совратившим свою крёстную дочь Марию. Примечательно, что это ребёнок друга Мазепы, могущественного украинского генерального судьи Василия Кочубея. Справедливости ради, до измены "гетьмана" чувства Марии и Мазепы, несмотря на их противоестественность, глубоки и взаимны, но это вполне типично для романтической традиции любви через препятствия.
Кроме того, через аллегорический образ любви Мазепы и Марии Пушкин изображает отношение "гетьмана" к Украине, которой он самовластно правит, не считаясь со многими своими приближёнными, попранные права которых символизирует оскорблённая семья Кочубея.
Мазепа-политик у Пушкина получился не пламенным борцом за свободу, но коварным интриганом. В то время как "Украйна глухо волновалась" и молодые легкомысленные деятели открыто мечтали переметнуться к Карлу XII, Мазепа, к их большому неудовольствию, сохранял внешнюю верность Петру Великому. Но втайне готовил чудовищную измену, простиравшуюся далеко за границы Украины:
Повсюду тайно сеют яд
Его подосланные слуги:
Там на Дону казачьи круги
Они с Булавиным мутят;
Там будят диких орд отвагу;
Там за порогами Днепра
Стращают буйную ватагу
Самодержавием Петра.
Мазепа всюду взор кидает
И письма шлёт из края в край:
Угрозой хитрой подымает
Он на Москву Бахчисарай.
Король ему в Варшаве внемлет,
В стенах Очакова паша,
Во стане Карл и царь. Не дремлет
Его коварная душа…
Узнав о заговоре "гетьмана", Кочубей со своими единомышленниками пишет на Мазепу донос, который, однако, из Москвы отправляют прямиком к изменнику. Подручные Мазепы казнят Кочубея как лжеца, перед этим подвергнув страшным пыткам, чтобы выведать, где судья прячет свои сбережения. Его дочь Мария просит отцу помилования, а когда не получает его, в ужасе бежит от изменника-изувера. Так накануне измены правителя колеблется и вся Украина. Этим завершается вторая песнь "Полтавы".
Памятник гетману Мазепе в Полтаве. Фото: Фото: Oleh Dubyna/Shutterstock.com
Падение Мазепы и выбор украинского народа
Третья песнь "Полтавы" примечательна несколькими сильными образами, высоты которых не открылись ни Байрону, ни Рылееву. Во-первых, речь идёт об украинском народе во всей его разносторонности.
Пушкин последовательно показывает, что мятеж Мазепы быстро иссяк: русские войска оперативно взяли Батурин, столицу изменника, и казнили лидеров мятежников. Параллельно Пётр Великий вернул из ссылок семью Кочубея и славного среди украинцев полковника Симеона Палея. Поэтому в пушкинской поэме под Полтавой встретились как шведские марионетки под началом Мазепы, так и настоящие патриоты во главе с Палеем.
Нельзя обойти стороной и образ молодого казака, безответно влюблённого в Марию, оставшегося ей верным и после греховной связи с "гетьманом". Он пытается убить предателя в пылу сражения, но сам погибает от руки Войнаровского – явная отсылка Пушкина к произведению Рылеева.
Во-вторых, появляются общеизвестные изображения царя Петра и его сподвижников. Но, что ещё более важно, Мазепа перед поражением говорит о том, что он ошибся в своём выборе между Петром и Карлом, но рассказывает о личной обиде на Петра, невозможности помириться с ним.
Финал поэмы по-настоящему трагичен: в лагерь бегущих от русских воинов Карла XII и Мазепы приходит полубезумная Мария. Она попрекает "гетьмана" за причинённые его предательством страдания, вспоминает счастливые времена, когда они были вместе и Мазепа ещё служил русскому царю.
Я принимала за другого
Тебя, старик. Оставь меня.
Твой взор насмешлив и ужасен.
Ты безобразен. Он прекрасен:
В его глазах блестит любовь,
В его речах такая нега!
Его усы белее снега,
А на твоих засохла кровь!..
С этими словами Мария убегает от Мазепы, и он остаётся один в страшной тоске – его покинула возлюбленная, потеряна вся Украина. Поэма завершается коротким послесловием: "Забыт Мазепа с давних пор!". Жители Диканьки же до сих пор вспоминают Кочубея и его соратников, а о Марии, "дочери-преступнице", лишь изредка и мимоходом скажет слушателям певец украинских народных песен.
Исторический метод Пушкина
Естественно, подобное содержание главного "украинского" произведения Александра Сергеевича Пушкина не вызывало воодушевления у украинских литературоведов. Однако тут уместно припомнить, какую обширную исследовательскую работу проделывал поэт перед созданием своих произведений на историческую тематику.
Собственно, пушкинский краткий "Очерк истории Украины" вырос именно из работы над поэмой "Полтава". В планах очерка Пушкин задаётся вопросом о том, какие земли относятся к Малороссии, когда она отделилась от России, было ли там татарское иго и как развивалась история края во времена владычества разных "гетьманов". Как видно, эти вопросы актуальны для украинской историографии и сейчас, великий русский поэт же талантливо воплотил один из эпизодов истории Украины в художественной форме.
Пушкин охотно полемизировал с оппонентами на исторические темы уже после выхода "Полтавы", приводя доводы в пользу своего видения показанных в поэме событий:
Мария (или Матрёна) увлечена была, говорили мне, тщеславием, а не любовию: велика честь для дочери генерального судии быть наложницею гетмана! Далее говорили мне, что мой Мазепа злой и глупый старичишка. Что изобразил я Мазепу злым, в том я каюсь: добрым я его не нахожу, особливо в ту минуту, когда он хлопочет о казни отца девушки, им обольщённой. Глупость же человека оказывается или из его действий, или из его слов: Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер.
На этом украинская тема в творчестве Пушкина практически исчерпывается. Но в позднем произведении "Бородинская годовщина" поэт упоминает, что вопрос, с кем будет Украина – Востоком или Западом, – всё ещё стоит остро. А в "Полтаве" Александр Сергеевич однозначно ответил на вопрос, какой путь приведёт украинцев к благоденствию, а какой – к помешательству и гибели.
Что с того?
Александр Сергеевич Пушкин создал бесчисленное множество произведений на волнующие его темы. Одной из них оказалась и жизнь в цветущей Новороссии. Как выдающийся литератор, Пушкин стал пророком в своём Отечестве, предостерёгшим потомков от повторения ошибок прошлого. Безусловно, касалось это всех народов современной поэту Российской Империи.
Оглядываясь на гуманизм Александра Сергеевича, веришь, что не всё потеряно. Вот и в прифронтовом Николаеве недавно убрали памятник Пушкину. По словам городского головы Александра Сенкевича:
Не нужны нам сейчас никакие сносы или вандализм. Горячих голов у нас хватает, но наша главная задача сегодня – победить! Давайте на этом сосредоточим все силы. После войны разберемся, что с ним [памятником Пушкину] делать.
Победить не получится, как не получилось и у Мазепы. Зато памятник сохранится – для по-настоящему прозорливых потомков.