Отнять и поделить: Как европейцы думают закрыть тему "Северного потока"
"Наши западные партнёры" продолжают изобретать новые санкции для России всё с той же целью – наказать нас за то, что мы хотим быть на них похожими. "Северный поток" остаётся одной из главных мишеней.
"Северный поток – 2" за 9 млрд долларов "Газпром" начал строить в ответ на обещания Евросоюза не мешать российскому бизнесу. За пару лет до окончания строительства западные партнёры передумали и решили устроить экспроприацию российских активов по-европейски. Цивилизованно, с судами и директивами.
Царьград рассказывает о том, как Европа добивается своего от России одними лишь обещаниями. В международной судебной практике обещания имеют силу обязательств, но наша страна по неясным причинам не желает пользоваться процедурами мирного принуждения международных партнёров отвечать за обещанное.
Секретное заключение юристов Евросоюза
Перед строительством "Северного потока – 2" Еврокомиссия (международный аналог правительства страны) собиралась принимать так называемый Третий энергопакет. Он запрещает одновременное владение энергопроводом на территории ЕС и торговлю через него собственными ресурсами. Для того чтобы простимулировать строительство, евробюрократы сообщили "Газпрому", что на "Северный поток – 2" это правило не распространяется. В 2018 году стало ясно, что опять обманули.
В нашем распоряжении находится секретное заключение юридической службы Совета ЕС, подтверждающее незаконность принятия Третьего энергопакета ЕС.
Судебные разбирательства "Газпрома", а именно спор по директиве ЕС и иск российских компаний относительно правомерности Третьего энергопакета, ограничивающего российский капитал во владении газотранспортной системой Европы, объединяет одно и то же обстоятельство. В основе документов, с которыми не согласен "Газпром" и другие европейские компании с российским капиталом, лежит директива 2009/73, принятая вразрез с нормами международного права
О чём директива ЕС 2009/73
Документ вводит новые правила, применяемые к газотранспортным трубопроводам, соединяющим два и более государства. В частности, к таким трубопроводам отнесены и те, которые даже не подсоединены к сети государства – члена ЕС, а просто пересекают его исключительную экономическую зону. Одному лицу запрещается совмещать владение таким газопроводом и производство/экспорт газа. Очевидно, удар, обеспеченный лоббистами крупнейших конкурентов "Газпрома" в Европарламенте и Еврокомиссии, направлен против западных "дочек" "Газпрома" и на перераспределение экономических выгод подальше от России. Это может негативно сказаться как на капитализации российской ресурсодобывающей компании, так и на налоговых доходах в бюджет России. Участие российского капитала в европейской инфраструктуре долгие годы позволяло "Газпрому" управлять прибылью правильно: например, его участие в польской EuRoPol GAZ сохраняло приемлемую цену на транзит газа через Польшу – в среднем 5,4 млн долларов в год за транспортировку 29 млрд кубометров газа.
Европа поменяла правила в процессе сотрудничества с Россией, но перед этим получила за её счёт международные энергетические каналы. Это как будто вы играете в футбол на гостевом поле, ведёте в счёте – и вдруг вам объявляют, что по новым правилам все игроки вашей команды должны принадлежать другим командам, а очки счёта принадлежат противнику. И это не всё. Затем к вам подходят арбитры, чужой тренерский состав и даже некоторые из зрителей – и все в один голос говорят о правильности абсурдного решения.
Как документы Третьего энергопакета нарушают нормы международного права
Органы власти ЕС не обладают полномочиями по разукрупнению компаний и ограничению доступа к газопроводам, проходящим под водой континентального шельфа стран – членов ЕС без присоединения, поскольку любое такое решение нарушает положения статей 56 и 58 Конвенции ООН по морскому праву. Давайте вспомним, что и право ЕС, и законодательство каждого из его членов признаёт приоритет международного права над собственным. Значит, директива ЕС 2009/73 применяться не может и она противоречит судебной практике Европейского союза.
Юридическое заключение с грифом "секретно"
Приводимый документ официального ведомства Европейского союза с номером 2017/0294 датирован ещё 1 марта 2018 года.
В нём прямо говорится о незаконности директивы 2009/73, её противоречии международным соглашениям, Конвенции ООН по морскому праву и решениям судов Европы, указывается на невозможность раздела европейских компаний. В нашем случае – компаний "Газпрома".
Интересующиеся могут найти множество решений Европейского суда, согласно которым Третий энергопакет в нынешнем виде применять нельзя (дело С6/04 "Европейская комиссия против Великобритании" от 20 октября 2005 года, С-37/00 "Герберт Вебер против "Юниверсал Огден Сервисиз Лтд." от 27 февраля 2000 года, С111-/05 "А. Салеминк против совета директоров Агентства по страхованию работников" от 17 января 2012 года).
Пока что в Европе идёт крупный передел собственности в газовой отрасли. Его грубые методы сомнительной правовой природы свидетельствуют о том, что целью является не энергетическая безопасность европейцев, а финансовые интересы – как принято говорить, кого надо.
На наш взгляд, правильное применение, грамотная огласка и многократное тиражирование юридического заключения 2017/0294 и подобных ему документов на Западе в контексте российских интересов не менее важно, чем международные судебные процессы российских компаний. Подобные документы базируются на авторитете коллектива признанных европейских специалистов в юриспруденции, и ставить документ под сомнение – значит признать его заслуженных авторов некомпетентными. Обратное тоже верно. Это резонанс, который сейчас нужен России.
Что ещё засекретили в ЕС?
Заключение юристов ЕС не единственный засекреченный документ. Еврокомиссия в лучших традициях европейской транспарентности просто взяла и с невнятной абстрактной мотивацией избирательно засекретила заключение юридической службы ЕС от 27 сентября 2017 года №12590/17 относительно переговоров с Россией по "Северному потоку – 2", правовое заключение польской стороны от 13 октября 2017 года №WK 11382/2017 по этому же газопроводу и мнение Польши от 18 октября 2017 года №WK 11656/2017 по Третьему энергопакету.
Почему ЕС скрывает работу своих юристов
ЕС спрятал доказательства своей слабости и затруднил подготовку к суду Nord Stream 2 AG. Если мнение Польши для нас ясно, так как экономически мотивировано строительством конкурентного газопровода из Норвегии в Европу через Польшу Baltic Pipeline, то куда интереснее заглянуть в секретное заключение юридической службы 12590/17 относительно переговоров с Россией.
Как и приведённое выше заключение юридической службы ЕС по нарушающей международные правила ООН директиве 2009/73, литерный 12590/17 говорит о нарушении европейцами положений статей 56 и 58 Конвенции ООН по морскому праву и о невозможности применения Третьего энергопакета к международным газовым линиям. Юристы прямо пишут о незаконности распространения ряда директив ЕС на "Северный поток – 2".
В обязательном для ЕС мнении юридическая служба многократно повторяет мысль об обязательности переговоров с Россией, поскольку ни одна из стран, по шельфу которых проходит "Северный поток – 2", не может претендовать на его администрирование. Это не допускается правовой системой ЕС, и преодолеть препятствия возможно лишь в сотрудничестве с РФ.
Сейчас идёт судебное разбирательство в Торонто, в Международном арбитраже по правилам ООН между ЕС и Nord Stream 2 AG. Секретные документы ЕС выглядят особенно скандально и наносят имиджевый и правовой урон авторитету европейской власти. Газпромовская "дочка" должна этим воспользоваться.