«Организационные ошибки компенсировались героизмом медицинских работников»
Уполномоченный по правам человека во Владимирской области опубликовала спецдоклад о борьбе с коронавирусом
Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова опубликовала специальный доклад «Реализация прав граждан в период борьбы с коронавирусом с 27 марта по 15 июня 2020 года». В докладе есть немало интересной информации, которая позволяет проанализировать, как Владимирская область боролась с коронавирусом, какими усилиями давалась эта борьба, и чем пришлось жертвовать. Сегодня Царьград опубликует раздел, посвященный защите прав медицинских работников региона. Среди прочего там есть отрывок, посвященный попытке обвинить врачей в дезинформации.
Право на охрану здоровья медицинских работников
Право на охрану здоровья медицинских работников Согласно Санитарным правилам и нормам, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, медицинский персонал должен обеспечиваться средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.
В своем телеобращении от 25 марта 2020 Президент РФ Владимир Путин особо отметил врачей и напомнил о необходимости обеспечить медицинский персонал средствами индивидуальной защиты, а также создать комфортные условия для работы. Главный государственный врач РФ в своем постановлении от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции» дал указания руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ поддерживать неснижаемый запас дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь стационарно.
Минздрав России своим приказом от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» установил обязанность для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, обеспечить медицинские организации, оказывающие скорую помощь, средствами индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы).
Однако на местах к этому оказались фактически не готовы. Проблема с обеспечением медицинских сотрудников в нашем регионе решалась довольно долго и сложно, возник дефицит индивидуальных средств защиты для медицинского персонала. Это привело к тому, что более 400 врачей подверглись заражению COVID-19, 9 медицинских сотрудников скончались в результате данного заболевания. Медработники массово жаловались на нехватку масок, перчаток, бахил, не говоря уже о специальных костюмах для работы с зараженными COVID-19. Врачи вынуждены были за свой счет приобретать средства индивидуальной защиты, а простые марлевые повязки самостоятельно изготавливать из подручных материалов. Отсутствие средств индивидуальной защиты стали провоцировать ситуации, когда врачи отказывались выезжать к пациентам без спецкостюмов, дабы не заразится самим.
Стоит отметить массовые увольнения врачей, показательной стала ситуация в Струнинской больнице, где уволилось сразу 40 человек. Нагрузка на медперсонал в условиях эпидемии возросла в разы. В стационарах соблюдались максимальные меры предосторожности, к больным не пускали родственников и не разрешали отлучаться домой, но это не спасало от коронавируса. Один заразившийся пациент или сотрудник лечебного учреждения был способен «посадить» на карантин все лечебное учреждение.
Работа в подобных условиях можно расценивать как нарушение трудовых прав медицинских сотрудников и принуждение к труду, который запрещен ст. 4 Трудового кодекса РФ и от которого работник может отказаться при возникновении непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Постепенно ситуация улучшалась, и врачам стали выдавать требуемые средства защиты и антисептики, появились противочумные костюмы. Ситуация с обеспеченностью средствами индивидуальной защиты вскрыла и другой аспект: врачи, которые отказывались работать или пострадали от отсутствия средств индивидуальной защиты были обвинены властями в дезинформации. Люди просили поддержки у СМИ, общества, опубликовывая «крики о помощи» в социальных сетях. Например, в СМИ были размещены фото одной из медсестер Карабановской районной больницы со следами ожогов на лице, вызванных длительным ношением маски, которая вручную дезинфицировалась подручными средствами. Старшая медсестра терапевтического отделения Карабановской больницы подтвердила, что их заставляли стирать одноразовые медицинские костюмы и маски, и повторно их использовать.
Только после проверки прокуратуры области, которая подтвердила данные факты, все обвинения с медперсонала были сняты. Огромная нагрузка легла на плечи сотрудников медучреждений первичного уровня. Им приходилось вести прием в поликлинике, выезжать на вызовы, и др. В аппарат Уполномоченного поступали звонки и в социальных сетях появлялись сообщения, что по вызовам к больным и пациентам с признаками KOVID-19 участковые приходят в обычных или марлевых масках. Под угрозу были поставлены и здоровье пациентов и самих врачей. А ведь любой житель региона с симптомами ОРВИ мог являться носителем коронавирусной инфекции, что серьезно подвергало опасности участковых врачей, контактирующих с десятками таких пациентов в течение дня. Такое положение дел приводило к возмущению медицинских сотрудников и пациентов, а также вызвало опасение, что врач может заразить человека, а больной может заразить врача. Фактически так и происходило.
Факты недостаточности средств индивидуальной защиты для медицинского персонала в лечебных учреждениях региона были подтверждены и в ходе проверки прокуратуры. Таким образом, регион был не готов защитить, тех, кто оказался лицом к лицу с новым вирусом, и от чьей работы зависело здоровье и жизнь граждан. Надо признать, что система здравоохранения региона в целом оказалась не готова к мобилизационным процессам, необходимым при эпидемиологических вспышках. В результате организационные ошибки компенсировались героизмом медицинских работников, вынужденных работать в условиях отсутствия в достаточном количестве средств индивидуальной защиты.
В современных сложных условиях по росту заболеваемости коронавирусом Уполномоченный считает целесообразным рассмотреть вопрос об увеличении регионального неснижаемого резервного запаса индивидуальных средств защиты для лечебных учреждений области.
Социальная поддержка медиков
Время борьбы с новой коронавирусной инфекцией показало, что к медицинскому персоналу нельзя относиться как к представителям рядовой профессии. Они находились на передовой, рисковали здоровьем и жизнью, работали по несколько смен подряд, жертвовали общением с семьями. И это не могло остаться без внимания. Чтобы поддержать медиков материально, Президент РФ Владимир Путин объявил об установлении федеральных доплат специалистам, непосредственно работающим с больными COVID-19. В результате были установлены следующие меры социальной поддержки медицинских работников:
- Выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 № 415).
- Выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ предусмотрены для медицинских и иных работников, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 № 484 и от 15 мая 2020 года № 878).
- Региональные стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам в условиях борьбы с коронавирусом устанавливаются на уровне и на усмотрение региональной власти.
- Страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты медработникам, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников».

Но и с обещанными Президентом РФ выплатами оказалось все непросто. При получении заработной платы за апрель медицинские работники не увидели доплат в обещанном размере. В результате выяснилось, что доплаты были рассчитаны за фактическое отработанное время, т.е. было высчитано конкретное время контактов с заболевшими и пропорционально отработанному времени были произведены выплаты. И только после того, как медицинские работники обратились в СМИ, стали выкладывать в социальных сетях видеоролики и расчетные листы, подтверждающие то, что выплаты либо вовсе не произведены, либо произведены в минимальном размере.
Поправил региональные власти Президент РФ, им было сделано официальное обращение, что доплаты, которые были им гарантированы, не предусматривают подсчет фактического времени, они гарантированы за сам факт контакта с коронавирусными больными. Также было дано поручение в кратчайшие сроки произвести перерасчет и произвести выплаты в полном объеме. Для проверок были привлечены правоохранительные органы.
На территории Владимирской области были определены департаментом здравоохранения лечебные учреждения, которые являются инфекционными госпиталями по лечению больных с новой коронавирусной инфекцией Covid19. При этом в данный перечень не вошли учреждения, сотрудники которых также подвержены контактам с гражданами, имеющими указанное заболевание, как например, ГБУЗ ВО «Родильный дом №2», что не позволило производить сотрудникам данных учреждений, как медицинскому персоналу, так и прочим работникам, выплаты по Постановлению Правительства РФ № 484.
В целях обеспечения равенства медицинских сотрудников и иных специалистов медицинских учреждений, которые вынуждены контактировать с больными COVID-19 в силу исполнения своих должностных обязанностей, а также в условиях возможной второй и третьей волны заболеваний, Уполномоченный предложил руководству области рассмотреть возможность установления стимулирующих выплат непосредственно в учреждениях.
Полный текст доклада находится тут.