сегодня: 15/12
Святой дня
Священномученик Владимир Проферансов

Они вам демоны

Они вам демоны

Дональд Трамп убил "Карточный домик", но тот не умер, а, ударившись оземь, обернулся новой "Игрой престолов", считает обозреватель телеканала Царьград Егор Холмогоров

Президентские выборы в США 2016 года должны были убить "Карточный домик". И они это сделали. Совместить реальную историю успеха Дональда Трампа, обращавшегося к демократическим институтам, а не к тайным интригам, с историей лукавого и преступного лицемера Фрэнка Андервуда было невозможно. И первые серии нового сезона страшно разочаровывают - они кажутся тягомотными, бледными, лишенными фантазии. Авторы делают слишком много малореалистичных допущений, от которых напряженность киноповествования теряется.

А главное, все, что могли выдумать сценаристы киносаги, бледнеет по сравнению с реальными поворотами американской политики. Расследование против Клинтон, пленки с сексуальными откровениями Трампа, внезапный переход Мичигана на сторону республиканцев, нервозное перетягивание каната во Флориде, раздувание мифа о "русских хакерах" - в "Домике" эти перипетии находят лишь бледное отражение. И это ещё не всё. В этом ряду -  скандальная отставка едва назначенного помощника по нацбезопасности Флинна (любопытно, кстати, что в "Домике" этой значимой позиции в администрации просто не предусмотрено), массовые протесты против Трампа и нападки на его миграционное законодательство, внезапная перемена позиции нового президента по Сирии и конфликт с Германией.

Из забавных моментов в первой половине фильма - разве что политический крах "американского Навального". Губернатор-республиканец Конвей - соперник Андервуда в борьбе за президентский пост - напоминает российского оппозиционера даже внешне, а создатели сериала беспощадно препарируют таких политиков - звездно-самовлюбленных, считающих, что успех приносят новые интернет-технологии, и оттого инфантильных, нетерпеливых, а потому не умеющих ни играть по правилам, ни искусно эти правила нарушать. История "самообслуживания" Конвея, пожалуй, будет интереснее в России, нежели в Америке.

Сценаристы самого популярного политического сериала отказались влиться в общий хор топорной антитрамповской истерии Голливуда, из-за которой многие другие кинопроекты смотреть стало попросту невозможно. Напротив, сценаристы "Домика" предпочитают видеть внутренние интриги и подлость властей предержащих там, где пропагандистские каналы типа CNN видят "руку Москвы". Даже когда речь идет о священной корове современной американской политкорректности - химатаках в Сирии, то и тут вина за их организацию возлагается на могущественные тайные силы, толкающие Америку к войне, а не на сирийскую власть (к которой, впрочем, тоже никакой симпатии не проявлено).

Никакой непристойной русофобии в новом сезоне тоже не обнаружить. Наш общий любимец, президент Петров, обзавелся шикарной царской бородой и как прежде решителен в стремлении не упустить своего и сдвинуть геополитический баланс в свою пользу. Он искусен в шантаже, интригах и интервенциях, но ведет себя куда благороднее, чем пауки, не на жизнь, а на смерть дерущиеся за власть в вашингтонской белой банке.

Главным содержанием сериала становятся хроники новой американской смуты - идея тотального кризиса американской демократии, в которой коррумпированы все и вся. Где доверие, то самое "trust", воззванием к которому освящены американские доллары, - это самый страшный грех, который можно совершить перед самим собой и другими. Никому верить нельзя. Все лгут. Союзников не бывает. Каждый плетет интриги в свою и только в свою пользу и предает при первом же удобном случае. Самые прочные союзы рвутся - исключений нет.

Впрочем, нет. Есть одно единственное исключение - кровавый убийца Даг Стемпер. Ему по-прежнему можно верить и на него положиться. Ради Фрэнка Андервуда он по-прежнему готов на все: лгать, убивать, шантажировать, идти по горло в реках крови. Собственно, на его собачьей верности Андервуду и держится этот сюжет. Но на хрупкие плечи одного мерзавца слишком много навалилось, и они уже начинают трещать.

В этом сезоне за всеми героями приходят старые демоны и начинают терзать их. Справляются с этим посещением, исключительно вызывая новых демонов, еще более могущественных и страшных. Неслучайно одна из кульминационных точек сезона - собрание отчетливо сатанистского тайного общества, которое, как мы можем предположить, и вершит все истинные дела Америки. По крайней мере, Фрэнк Андервуд точно в этом уверен, и это заставляет его сменить стратегию.

На передний план выходят новые кукловоды - многоликий политический протей Марк Эшер и демоническая Джейн Дэвис, говорящая на всех языках сразу, согласная на любую самую грязную работу и, кажется, реально управляющая всеми кризисами современного мира. Если в целом "Карточный домик" - это вариация на тему "Макбета", то вот с запозданием на 4 сезона появляются наконец и ведьмы, а Фрэнк и Клэр (в этом сезоне феминистская тема запоздало торжествует, а героиня Робин Райт превращается в настоящую самку богомола, опасно сближаясь с героиней другой сериальной истории - Серсеей Ланнистер), бывшие до того самыми крутыми интриганами в этой вселенной, неожиданно оказываются не ведущими, но ведомыми и, по сути, продают дьяволу душу, к старым злодействам прибавляя новые.

С этим поворотом сериал как бы приобрел второе дыхание. Как история амбициозного конгрессмена Андервуда, нашедшего свой путь наверх через преступления и интриги, "Карточный домик" себя исчерпал. Как сатира на американскую политику - разошелся с "трамповской" реальностью. Зато вот история о демонах, пожирающих человеческие души и питающихся страхом и властью, - эта история только начинается. Главное, проявить терпение и не заскучать на первых пяти сериях.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
Новости партнеров

Новости





Наверх