Один день в истории: 112 лет назад был заключен Портсмутский мир
5 сентября 1905 года между Россией и Японией был заключен мир, ставший триумфом русской дипломатии
Император Николай II осознал необходимость прекращения войны с Японией сразу после гибели 2‑й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского в Цусимском проливе. Тем не менее Николай II четко заявил: «Русские люди могут положиться на меня. Я никогда не заключу позорного или недостойного великой России мира».
Трудно было рассчитывать, что японцы согласятся на приемлемые для России условия: из Токио раздавались воинственные требования, которые находили поддержку в Лондоне и Вашингтоне. 9 июня 1905 г. Эдуард VII заявил: «Контрибуция Японии причитается, как победителю». Рузвельт заявил германскому послу в США: «Царь должен отчётливо понять, что эта война проиграна, мир должен быть подписан с ясным осознанием того, что японцы - победители».
Местом мирных переговоров был выбран американский Портсмут. Главой делегации Государь назначил С. Ю. Витте. При его назначении Николай II сказал, что «он не может допустить ни хотя бы одной копейки контрибуции, ни уступки одной пяди земли».
28 июля 1905 года в адмиралтейском дворце Портсмута начались русско-японские переговоры. Требования японской стороны были очень жёсткими: признание за ней полного господства в Корее, эвакуацию русских войск с территории всей Маньчжурии, передачу ей Ляодунского полуострова, всего Сахалина, Порт-Артура, выплату огромной контрибуции. Николай II заявил, что эти условия «неприемлемы».
Николай II не знал, что микадо тайно поставил перед главой японской делегации Комурой жёсткую задачу: заключить мир с Россией любой ценой, даже поступившись Южным Сахалином и Курильскими островами (это стало известно лишь в наши дни). Так как японская делегация настаивала на своих требованиях, конференция зашла в тупик.
По просьбе президента США Рузвельта кайзер Вильгельм II обратился к Государю, убеждая его принять японские условия. Ответ Императора Николая II был твёрдым: «Всякий порядочный русский согласен продолжать войну до конца, если Япония будет настаивать на двух пунктах: ни пяди нашей территории, ни одного рубля вознаграждения за военные расходы».
Царь заметил, что в виде крайней уступки он готов согласиться на передачу южной части Сахалина при условии, что японцы обязуются не укреплять её, а северную половину вернут без всякого вознаграждения. На Южный Сахалин, переданный Токио Россией только в 1875 году, Николай II смотрел как на Порт-Артур, а не как на исконную русскую территорию.
Напрасно Мейер обращал внимание Царя на то, что Россия рискует потерять Владивосток и всю Восточную Сибирь - Николай II оставался непреклонен.
16 августа русская делегация выдвинула свои условия мира: никакой контрибуции, готовность уступить южную часть Сахалина при условии безвозмездного возвращения северной части и обязательств не возводить на острове укреплений. Наступила длинная пауза. Затем Комура ровным голосом объявил, что правительство микадо в целях восстановления мира принимает эти условия.
Произошло, казалось бы, немыслимое: Россия, которой все пророчествовали страшное поражение, потерю территорий, полную утрату влияния в мире, вышла из войны непобеждённой. По мнению историка Лукоянова, «относительно почетными условиями Портсмутского мира Николай II был обязан прежде всего себе, проявленной им незаурядной твердости духа, которая позволила ему не поддаться на уговоры и угрозы ни Витте, ни Рузвельта, ни Вильгельма II».
Мирный договор был подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года. Международные позиции России оказались сильно подорванными, её влияние на Дальнем Востоке значительно ослабло.