Один бой против "современного искусства" выигран. Смогут ли русские победить в этой войне?
Либеральная культура принимает уродливые формы не только в шоу-бизнесе в виде "голых вечеринок" – недавние события в отечественном "современном искусстве" показали, что работы на этом направлении у русских ещё непочатый край. Слабонервным лучше приготовиться.
Два крупнейших города России, Москва и Санкт-Петербург, негласно (а порой и открыто) соревнуются за право считаться культурной столицей. Состязание идёт давно и с переменным успехом – но после свежего скандала на почве "современного искусства" Москва рискует испортить свою культурную репутацию.
18 марта 2024 года патриотические телеграм-каналы в буквальном смысле стали бить тревогу – в московском арт-пространстве "Винзавод" открылась выставка украинского, с позволения сказать, художника Сергея Зарвы под названием "Огонёк". И то, что москвичам и гостям столицы предлагалось увидеть под этим тёплым и ностальгическим названием (ассоциации со знаменитым отечественным журналом не случайны), не только возмущает, но и побуждает подумать о судьбе "актуального искусства" в России. Предупреждаем – это зрелище не для слабонервных.
Уродливый образ русофобии
Хотя современные "художники" из кожи вон лезут, чтобы продемонстрировать оригинальность и нестандартность мышления, название выставки Зарвы, устроенной принадлежащим бизнесмену Владимиру Овчаренко аукционом VLADEY, имеет банальное объяснение. Автор создал цикл работ, основанных на обложках журнала "Огонёк" советской эпохи.
Впрочем, что значит "создал цикл работ"… Родившийся в Одессе Зарва просто изуродовал полные жизнелюбия, красоты и радости портреты наших ближайших предков, современников наших отцов и дедов.
Если это не русофобия в исполнении Сергея Зарвы, то какой ещё диагноз здесь уместен? Скриншот: телеграм-канал "Культурный фронт Z"
Перед вами не буйство разгорячённой специфическими средствами фантазии и не проявление психических отклонений – художник намеренно искажал образ советского народа, основу которого составляли русские. Вот как оценили эту "творческую находку" либеральные "специалисты по искусству":
Пропагандистский лоск Зарва с неизменным чёрным юмором уничтожает: доблестные "герои труда", как и все его персонажи, обретают совершенно новое пластическое воплощение – своего рода преображение в "мышечном лице" (термин, используемый самим художником).
Оставим витиеватые формулы либералам, наловчившимся придумывать пафосные определения для пустоты и ничтожеств. Скажем проще и честнее: Зарва намеренно обезобразил портреты наших соотечественников, превратив их в персонажей фильмов-"ужастиков". И задумка здесь не менее банальна, чем название выставки: представить всё русское как нечто отвратительное и уродливое, отказать русскому народу в праве на любую красоту.
А вот как выглядит настоящая обложка "Огонька", которая "вдохновила" Зарву. Скриншот: дзен-канал Захара Прилепина
Потом, после издевательства над портретами русских детей и народных тружеников можно перейти и к "мышечным лицам" политических лидеров современной России. Ну, если кто-то по своей непонятливости не уловил сразу и в полной мере русофобский посыл "картин" Сергея Зарвы. Который, кстати, согласно доступной информации, проживает на русской земле, в Крыму.
Кто стоит за "современным искусством" в России
Но главная угроза, конечно, не в Зарве – подобные деятели "современного искусства" всего лишь инструменты в навязывании нашему обществу извращённых антиэстетических вкусов, ненависти к русской культуре и народу. Кто же организовал столь "замечательную" выставку – причём в центре Москвы и в марте 2024 года?
Знакомьтесь – Владимир Овчаренко, одна из ключевых фигур в распространении "актуального искусства" в России. Продвигать "прогрессивные тренды" в нашей стране он начал в далёком 1990-м. То есть сразу, как только нашему обществу стало не до культурной гигиены, а государство ослабло в достаточной степени, чтобы быть уже не в состоянии сопротивляться западной либеральной заразе. Именно тогда Овчаренко создал свою галерею "Риджина", которую в 2018 году скромно переименовал в OVCHARENKO. С 2013 года бизнесмен запустил и проект VLADEY, в рамках которого и едва не состоялся чудовищный перформанс Сергея Зарвы.
Для либеральных глянцевых журналистов Овчаренко – объект восхищения. Скриншот: телеграм-канал "Бахчисарайские гвоздики"
Для отечественной либеральной публики, восхваляющей "современное искусство", Овчаренко без преувеличения один из любимцев, практически кумир. В феврале бизнесмену исполнился 61 год – и вот какие дифирамбы спела по этому поводу главный редактор глянцевого журнала "Москвичка" Дарина Алексеева:
Владимир Овчаренко и современное искусство в России — понятия, которые не могут существовать друг без друга. <…> Открыл Овчаренко и ключевой конфликт в истории российского искусства – его противостояние с консервативным активизмом. <…> Овчаренко едва ли не первым вышел на международный рынок… <…> Сегодня же, во времена для российского искусства, безусловно, тяжёлые, OVCHARENKO и VLADEY остаются одними из немногих окон в независимое, но сохраняющее коммерческий потенциал искусство <…> Все эти десятилетия Овчаренко кажется незаменимым.
Прочтёшь такое – и образ "гиганта мысли", "отца русской демократии" и дедушки отечественного искусства сам собой просится наружу из глубин подсознания. Правда, тут же вспомнишь современную народную мудрость: если кого-то взахлёб хвалят либералы – присмотрись повнимательнее, что-то не так.
"Какой-то там консерватизм" и замученное животное
Что ж, присмотримся в самом деле.
Вернее, прислушаемся – к словам самого Владимира Овчаренко в одном из интервью.
Беседа состоялась в 2012 году накануне одного из очередных организованных Овчаренко арт-мероприятия в Москве. Ещё развевался "жовто-блакитный прапор" над Крымом, понятия "Русская весна" не существовало, а слово "патриотизм" в отечественных СМИ и культурных кругах считалось неприличным, почти нецензурным. Так что бизнесмен чувствовал себя вполне уверенно и был откровенен.
Теперь на официальном сайте "Винзавода" вместо объявления о выставке Зарвы – пустота. Скриншот: сайт winzavod.ru
Например, признался в том, что продвигать "актуальное искусство" в провинцию не собирается, ибо невыгодно – "рынок всего и вся – это Москва". Не преминул с пренебрежением плюнуть в прошлое собственной страны: мол, не хочет посещать здание Центрального дома художника, оно нуждается "в отмывании всей этой совковой грязи". Пожаловался между делом, что московская публика не совсем оправдывает его прогрессивных ожиданий: "У нас ведь сейчас разные поветрия, какой-то там консерватизм".
В общем, показал себя Овчаренко во всей либеральной "красе" – и напоследок попенял властям Москвы и России за недостаточную активность в продвижении "настоящей культуры". У самого бизнесмена планы были наполеоновские:
Первое – музей современного искусства, а второе – образование в области современного искусства. <…> Очень удивительно, что никому из сильных мира нашего не пришла эта идея в голову. <…> До сих пор никто не заинтересовался. Грустно с этим делом, но мы делаем что можем.
Вот тут Овчаренко не обманул – к тому моменту он уже давно "делал что мог". Наиболее вопиющим и показательным "проектом" Овчаренко и его протеже – скандально известного "художника" Олега Кулика (который любил голым на людей нападать и кусать) стала в 1992 году так называемая акция "Пятачок дарит подарки". Заключалась она в том, что при большом скоплении "ценителей искусства" не просто убивали, а долго, мучительно для животного резали поросёнка, а его части потом раздавали "зрителям".
Пожалуй, самое "приличное произведение" Олега Кулика. Скриншот: сайт art4.ru
Причём Кулик не скрывал подлинного смысла "перформанса": "Она [свинья] воплощает в себе образ России с её вечными комплексами, которые невозможно разрешить, их можно только отрезать!"
Так что русофобом Владимир Овчаренко стал не в марте 2024-го, когда попробовал "пропихнуть" выставку Завры. Ненависть к России культивировалась бизнесменом сразу после распада СССР. Думаете, с возрастом Овчаренко пересмотрел свои взгляды на "искусство"? Ничуть не бывало, он даже гордился кровавым представлением:
А когда прошла акция "Пятачок делает подарки", даже мои коллеги постоянно звонили и говорили: "Я тебя прошу этого не делать". Это хороший триггер для меня: если человек так впечатлился, что больше уже даже не хочет переступать порог галереи, значит, мы идём в правильном направлении.
"Беру и вываливаю всё налезшее на лист бумаги"
Разумеется, не одним только Куликом на протяжении десятилетий Овчаренко обрабатывает русское общество – в своей галерее OVCHARENKO он "пригрел" множество деятелей, в поте лица трудящихся над созданием "современного искусства". Например, одним из первых отечественных художников, раскрутка которых принесла бизнесмену известность, стал бывший работник московского комбината монументально-декоративного искусства Семён Файбисович.
Вот уже почти десять лет он проживает на исторической родине предков – в Израиле, однако успел проявить свою любовь к России. Как активными выступлениями в поддержку отечественных извращенцев всех мастей (не понравилось художнику, что государство запрещает пропаганду содомитов), так и специфическим взглядом на улицы русских городов. Взглядом, подмечающим лишь грязь, порок и худшие проявления человеческой природы.
Одна из работ художника Семёна Файбисовича. С явной "любовью" к России нарисовано. Скриншот: телеграм-канал "Культурный фронт Z"
Другой постоянный участник выставок в галерее Овчаренко украинский автор Станислав Волязловский (умер в 2018 году) собственным словами так описывал своё творчество:
Это моя рефлексия на мир, в котором я существую, с его интересами, проблемами, страхами, религией, новыми культурными вызовами, с его телевидением и программами, наполненными дебильной рекламой, расчленёнкой, криминалом, порнографией, сериалами и политикой, с его жёлтой прессой и его интернетом. <…>. Беру и вываливаю всё налезшее в эдакой лубочно-концентрированной форме на лист бумаги или старые секонд-хендовские простыни, которые разрисовываю шариковыми ручками.
Ещё один, поныне здравствующий питомец "гнезда Овчаренко" – журналист, писатель и "художник" Ярослав Могутин. Правда, на ниве "художеств" этот давно сбежавший в США и получивший американский паспорт деятель прославился преимущественно участием в так называемых фильмах для извращенцев.
Да и в рамках своего младшего детища – аукциона VLADEY Овчаренко развил солидную активность. Только по итогам 2020 года было проведено почти 40 торгов, на которых продали около 2 тысяч лотов при общей выручке 472 млн рублей. Одной из рекордных стала продажа работы Валерия Кошлякова за 170 тысяч евро (около 17 млн рублей). Того самого Кошлякова, который в своём творчестве пользуется в качестве подручных средств картонными коробками, упаковочным пластиком, мусорными пакетами, скотчем и тому подобным.
Перед вами одна из работ Валерия Кошлякова. Такое оно, "высокое современное искусство". Скриншот: сайт art4.ru
Что с того?
Итак, на протяжении более чем 30 лет Владимир Овчаренко и ему подобные "дельцы от культуры" агрессивно, порой на грани нарушения закона и зачастую за гранью нравственности продвигают в нашей стране так называемое "современное искусство".
На самом деле речь идёт о разрушении базовых культурных, эстетических и моральных принципов, из-за чего новое поколение становится "квалифицированным потребителем" без понятий о добре и зле, святости и Родине. Этакий коллективный портрет "героев Верхнего Ларса", бросивших всех и вся при первом намёке на необходимость послужить родной стране.
Оскорбительную для русского народа выставку оперативно отменили. Скриншот: телеграм-канал "Бати читают новости"
В случае с русофобской выставкой Сергея Зарвы реакция общества была стремительной и эффективной. Несмотря на пессимизм авторов телеграм-канала "Культурный фронт Z", который и поднял тему демонстрации ужасающих картин в центре Москвы, опасения в духе "вот увидите, протестовать будем мы одни" не оправдались: патриотическая общественность возмутилась так громко, что уже вечером 18 марта аукцион VLADEY был закрыт, информация о выставке пропала с сайта "Винзавода" а 19-го числа экспозицию свернули.
Безусловно, такое развитие событий – факт более чем отрадный. Однако не будем забывать, что это победа в отдельно взятом бою. Овчаренко продолжает свою "культурную работу" в России, а на том же "Винзаводе" ещё с десяток подобных галерей. Конечно, нельзя в одночасье справиться с проблемой, назревавшей 30 с лишним лет.
Но если не сейчас – в условиях спецоперации, роста патриотизма и сдвига в чиновничьих головах – это делать, то когда ещё спасать русский народ от "современного искусства"?