О биткойнах по-русски: Кем они созданы, как и зачем
История появления самой дорогой криптовалюты мира — готовый сценарий детектива с элементами научной фантастики
Криптовалюта Bitcoin без преувеличения стала одним из главных героев прошлого года и благополучно продолжила "чемпионить" в качестве инфоповода в 2018-м. Само это слово столь стремительно ворвалось в русский язык, что было признано одним из трёх главных неологизмов 2017 года. Денежный инструмент, о котором раньше знало лишь ограниченное число гиков и профессиональных финансистов, стал настолько популярен, что некоторые граждане кинулись скупать "биткойны" буквально в подземных переходах, у цыган, со вполне ожидаемым результатом.
Но что же такое биткойн на самом деле? Откуда он появился в нашей жизни, кто его создал и зачем?
Математика плюс вычислительные мощности
Майнинг — процесс получения криптовалюты — запускается специальной программой, напоминающей торрент-клиент. Она устанавливается на компьютер и начинает обмениваться информацией с программами других участников проекта. С её помощью можно как добывать виртуальные "монеты", так и распоряжаться ими.
Уравнения, решение которых засчитывается за получение монеты, берутся не произвольно, а генерируются по определённому алгоритму. Ответ на решённое уравнение не должен повторять полученные ранее. Как только кому-либо удаётся найти новое решение, информация о нём передаётся всем участникам проекта, и в мире становится одним биткойном больше.
Криптовалюты как психическая эпидемия
Сгенерированный биткойн открывает блок транзакций. Все операции в нём фиксируются сетью и хранятся в открытом доступе. Однако при этом никаких данных, позволяющих установить личность владельца, эти записи не содержат. Поэтому, если пользователь маскируется — например, использует луковый маршрутизатор TOR или VPN, — идентифицировать его практически невозможно. Иными словами, система знает каждую монету и отслеживает её перемещения, но при этом совершенно не обращает внимания на её владельцев.
Доступ к монете и возможность ею управлять обеспечивается двумя ключами шифрования. Один из них — публичный, он позволяет продемонстрировать сообществу, что именно этот пользователь владеет определёнными монетами. Второй ключ — секретный. Он нужен для управления публичным ключом. По сути, это комбинация цифр, которую можно хранить на любом носителе: на флешке, в записной книжке, да хоть в собственной голове. Но если потерял, забыл, то всё — пиши пропало.
Базовый алгоритм не бесконечен: на его основании можно сгенерировать всего 21 миллион уравнений-монет. Притом чем дальше, тем сложнее найти ответы, которые бы не повторяли уже полученные. Поэтому добывать монеты становится всё труднее. С первыми вычислениями справлялись и обычные ПК, затем потребовались мощные компьютеры, и в конце концов дело дошло до вычислительных мега-центров, вроде тех, что занимаются моделированием погодных процессов.
С первыми вычислениями справлялись и обычные ПК, затем потребовались мощные компьютеры, и в конце концов, дело дошло до вычислительных мегацентров. Фото: www.globallookpress.com
Несколько лет назад пользователи сообразили, что нужные мощности можно получить, если запрячь в работу игровые видеокарты, после чего цены на продвинутые "видяхи", по выражению геймеров, взлетели до небес. В последние два-три года обладатели мощных компьютеров стали объединяться в так называемые майнинговые фермы — сетевые структуры, в рамках которых несколько сотен или тысяч компьютеров скоординированно грызут гранит математики.
Сейчас дело дошло до того, что в России предприниматели начали решаться на покупку электростанций, чтобы обеспечить свои фермы энергией. А вот в Китае, наоборот, власти решили, что виртуальное старательство потребляет слишком много реального электричества. И взяли курс на запрет майнинга частными лицами.
Вопрос власти
Система генерирования криптовалюты использует программу с открытым кодом, связывающую компьютеры участников в одноранговую сеть. У неё нет центра, ею никто не управляет. Любой пользователь, знающий программирование, может проверить свой клиент, а любые изменения реализуются только в том случае, если обновление готовы принять большинство участников проекта — так называемых нодов.
В 2013 году председатель некоммерческой организации Bitcoin Austria Андреас Лербаум, отвечая на вопрос, кто управляет биткойном, сказал, что с таким же успехом можно поинтересоваться, кто управляет интернетом. Действительно, биткойн правильнее воспринимать не как структуру, а как технологию.
Тем не менее, если у криптовалюты нет начальника, это ещё не значит, что им никто не пытается стать.
За время своего существования биткойн пережил уже не один кризис. Проблемы возникали из-за того, что разные группы разработчиков пытались изменить протокол валюты в выгодную для себя сторону. Эти изменения устраивали одних пользователей и, наоборот, были категорически неприемлемы для других. В результате неудачных попыток модернизировать биткойн в сети появились его клоны — Bitcoin Cash и Bitcoin Gold, каждый из которых отличается от прототипа определенными техническими особенностями.
В ноябре 2017 года сеть пережила крупный заговор, участники которого пытались протащить выгодные им изменения, используя согласие фальшивых нодов (то есть голоса Bitcoin-пользователей), сгенерированные в облаке Amazon.
Впрочем, вопрос "кто главный?" отнюдь не сводится к перетягиванию протокольного одеяла и возможности впаривать малограмотным новичкам альткоины, которые "как биткойн, только лучше". Не менее интересно, кто же запустил всю эту финансово-математическую матрицу и для чего.
В поисках Архитектора
Официальная легенда гласит, что биткойны создал в 2008 году японец Сатоси Накамото. В том, что такого человека не существует, а если и существует, то он не имеет никакого отношения к созданию криптовалют, почти никто не сомневается. Существование Накамото "подтверждают" лишь несколько электронных ящиков, не связанных с другими аккаунтами.
По этой причине специализирующиеся на IT-тематике СМИ, блогеры и правоохранители разных стран не жалели сил и времени на попытки установить личность настоящего создателя системы. С 2015 года наиболее вероятной кандидатурой считается 46-летний австралийский ученый и предприниматель Крейг Стивен Райт — чрезвычайно интересный и неординарный человек, который, пожалуй, заслуживает звания теневого Илона Маска.
Райт имеет две докторских и две магистерских научных степени. Живёт он за счёт серийного предпринимательства, то есть создаёт с нуля и развивает перспективные бизнесы, после чего продает их инвесторам и переходит к следующим проектам. Одна из его компаний, Tulip Trading, разработала два суперкомпьютера, вошедших в число мощнейших вычислительных устройств планеты. Характерно, что один из них называется Co1n, а второй — Sukuriputo Okane, что в переводе с японского означает "закодированные деньги".
Взявшиеся раскапывать блог Райта журналисты обнаружили, что в 2008-м — за несколько месяцев до того, как "Накамото" представил общественности первый проект Bitcoin — австралиец писал, что занимается технологией "бухгалтерии тройного учёта". Этот термин использовали и другие разработчики, занимавшиеся в те годы проектами криптовалют. Были найдены и другие косвенные подтверждения того, что Райт и есть мифический Накамото.
Любопытно, что наводку на бывшего профессора изданию Wired дал анонимный источник, использовавший псевдоним Гвен Бранвен. По одной версии, это партнёр Райта, с которым у австралийца возникли разногласия. По другой же — сам создатель биткоина.
Сторонники последней гипотезы полагают, что Райт очень хочет прославиться, но пока не может открыто признать, что именно он создал самую дорогую криптовалюту в мире. Его публичные высказывания свидетельствуют о том, что он крайне ревниво относится к "самозванцам", которых СМИ начинают ассоциировать с Накамото. Потому он и устраивает небольшие сливы информации, достаточные для опровержения неприятных ему версий, но не позволяющие однозначно связать его с Накамото.
Структурируя будущее
Однако даже если это так, зачем весьма небедному бизнесмену вообще было затевать этот гигантский проект? Журналистам Wired удалось получить доступ к части электронной переписке Райта, записям его переговоров и некоторым бухгалтерским документам. Собранные материалы свидетельствуют, что в 2009 году австралиец обсуждал со своим другом, экспертом по компьютерным преступлениям Дэвидом Клейманом уход с работы и инвестирование крупной суммы в серверы, с которых предположительно запускался биткойн. Чтобы собрать нужный капитал, Райту пришлось заложить банку три объекта недвижимости.
Через несколько лет Клейман выпустил заявление, в котором взял на себя ответственность за управление фондом в 1,1 миллиона биткойнов. Размер фонда удивительно совпал с тем объёмом виртуальных монет, которым, по официальным данным, владеет мифический Накамото. В 2013 году Клейман умер. По некоторым данным, фонд перешёл во временное управление фирмы-посредника, а Райт может получить доступ к собранным в нём биткойнам не ранее 2020 года.
Если это предположение верно, то в обозримом будущем австралиец может стать одним из самых влиятельных людей в мире. Дело в том, что при запуске проекта биткойны майнились легко и дёшево. Впрочем, они и сами тогда почти ничего не стоили: в 2010 году американец Ласло Ханеч, например, заплатил 10 000 монет за... две пиццы. Это был первый реальный товар, купленный за виртуальные деньги. Однако по мере роста стоимости биткойнов растёт в геометрических прогрессиях и богатство, которое создатели криптовалюты отложили в свои кошельки на старте проекта.
О каких суммах идёт речь? Пока этого сказать не может никто. К июлю 2017-го майнеры сгенерировали более 17 миллионов монет. В течение прошлого года цена биткойна поднималась до 20 тысяч долларов за штуку, а общая капитализация проекта переваливала за 336 миллиардов баксов. Затем криптовалюта так же стремительно валилась — до 12 тысяч долларов. То есть размер потенциального состояния Райта, как и других держателей криптовалюты, очень сильно зависит от момента обналички.
Но это ещё не всё. Никто точно не знает, какой объём монет на самом деле принадлежит создателям системы. Очень маловероятно, что это те самые 1,1 миллиона, о которых сообщал Накамото. Статистика показывает, что только 36% биткойнов активно участвуют в транзакциях. Остальные же тихонечко лежат в кошельках владельцев.
Высока вероятность того, что речь идёт о состояниях, сопоставимых или даже превышающих богатства Марка Цукерберга и Билла Гейтса, первый из которых имеет в активе 53 миллиарда долларов, второй — 90 миллиардов. Поэтому неудивительно, что всего через несколько часов после публикации Wired в дом Райта с обыском нагрянула полиция. А сам предприниматель уже много лет доказывает в судах, что не совершал налоговых преступлений.
В декабре прошлого года мощь биткойна получила очередное подтверждение: криптовалюта сделала долларовыми миллиардерами братьев Тайлера и Кэмерона Уинкловссов. В 2013-м молодые люди получили 65 миллионов долларов от Марка Цукерберга в качестве компенсации за кражу у них идеи Facebook. 11 миллионов из этой суммы предприниматели вложили в биткойны, купив порядка 1% добытых на тот момент монет. За прошедшие пять лет курс криптовалюты вырос в сто раз, сделав удачливых миллионеров миллиардерами.
Криптовалюта сделала долларовыми миллиардерами братьев Тайлера и Кэмерона Уинкловссов. Фото: www.globallookpress.com
В целом сейчас с большой долей уверенности можно утверждать, что биткойн — это не пирамида и не афера мирового масштаба в классическом смысле слова. Это технология, которая, разумеется, призвана обогатить своих создателей, но при этом кардинально меняет весь мир. Такой же технологией в своё время был Интернет.
Не исключено, что Bitcoin в конце концов себя исчерпает или падёт жертвой очередного конфликта между участниками. Однако криптовалюты в целом уже стали новой реальностью, с которой так или иначе придётся считаться.