Новая модель рынка труда России: Массовая безработица среди молодых и стариков
Не фантастика, а жизненные реалии – российские граждане серебряного возраста осваивают английский. Иностранный язык – требование большинства нанимателей на работу.
Чтобы не оказаться за границами рынка труда в случае повышения пенсионного возраста, ученики за 50 садятся за парты, чтобы заучить назубок, что «London is the capital of Great Britain».
Эксперты прогнозируют: тем людям старшего возраста, кому не посчастливилось преодолеть пенсионную границу, придётся побороться за востребованность.
Постепенная девальвация: Рубль уходит вниз, несмотря на "высокую" нефть
Лидер КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов возмущается: «Идите сейчас, попробуйте, устройте женщину на работу с двумя высшими образованиями в 45 лет. У вас ничего не получится. А что будет, когда ей будет 55 лет и еще надо тянуть ой сколько?»
Основной довод лоббистов реформы основывается на том, что люди по достижении пенсионного возраста продолжают трудиться. Не спешит бросать работу каждый четвертый пенсионер. Впрочем, сторонники альтернативной точки зрения уверены: дело здесь никак не в неисчерпаемых жизненных силах, а в необходимости зарабатывать средства на жизнь.
Фото: UfaBizPhoto/shutterstock.com
«Почему они работают? Они что, враги сами себе? – задается вопросом председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. - Они работают потому, что пенсия настолько мала, что она не позволяет им жить нормально. Они работают вынужденно».
Специалисты подчитали, что в результате повышения пенсионного возраста к 2025 году в ряды трудящихся встанут дополнительно 13 миллионов 700 тысяч человек. При этом ёмкость рынка занятости лимитирована. А значит, работодателям придётся выбирать, каким возрастным группам сотрудников отдать предпочтение.
«Сохранение людей пенсионного возраста на рабочих местах, как показали исследования, проведенные работодателями, приведут к тому, что 80% выпускников вузов, которые шли на места, освобождающиеся от пенсионеров, останутся безработными, - рассказал Царьграду член Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Максим Довгялло. - В этой ситуации перед компаниями стоит острая дилемма – брать молодых специалистов, которые будут достаточно длительное время работать и которые будут развиваться, или оставлять людей, которые являются профессионалами, но которые в течение довольно короткого времени всё равно выйдут на пенсию».
Эксперты уверены: велика вероятность того, что работодатели всё же будут делать ставку при приёме на работу на молодое поколение. Не каждый предпенсионер может в кратчайшие сроки обрести новые навыки: выучить английский или освоить компьютер.
Фото: sebra/shutterstock.com
Экономист Михаил Хазин считает, что этот закон в том виде, в котором он принят, не принесет никакой пользы для бюджета. «Люди предпенсионного возраста работу найти не смогут, и это значит, что они пойдут за пособием по безработице, которое придётся существенно поднимать на уровень пенсий, на уровень прожиточного минимума. Иными словами, то, что сэкономят на пенсиях, придётся платить как пособие по безработице», - указал эксперт.
Те, кто настаивает на проведении пенсионной реформы, уверяют, что рабочих мест хватит на всех. И стар и млад найдут своё место под трудовым солнцем. Тем более, что сейчас трудящихся на рынке не хватает из-за демографических пробелов прошлых лет. Впрочем, противники повышения пенсионного возраста говорят, что эта модель не учитывает фактор здоровья. Из 13,5 миллиона человек предпенсионного возраста 3,5 миллиона – инвалиды. И их число может кратно увеличиться сразу после принятия решения.
НДС ещё не вырос, а ценники уже пошли вверх
Руководитель Рабочей группы по ИПК Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Евгений Якушев также выразил озабоченность по поводу роста инвалидности граждан. «Сейчас люди старшего возраста ее часто не оформляют, ожидая выхода на пенсию, - заявил эксперт. - Но в новых условиях следует ожидать существенного изменения в поведении и мотивации. Расходы на инвалидность могут существенно вырасти».
Сторонники и противники реформы продолжают ломать копья. При этом один из главных вопросов остается без вразумительного ответа: готово ли государство предложить населению такую гибкую модель рынка труда, которая ответит на технологические вызовы времени и при этом сохранит социальную устойчивость, обеспечив население рабочими местами.