Нефть и газ больше не спасут: Запад нанёс удар по русской экономике
Спецпредставитель главы государства по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков рассказал о глобальных изменениях, которые уже идут в рамках мировой экономики. Они связаны с усилением экологического уклона и непременно скажутся на отечественном экспорте в не самую лучшую для нас сторону. Дело в том, что русская экономика базируется на теплотворности – выделении энергии путём сжигания природных ресурсов. На смену же теплотворности в мире постепенно приходит электротворность – преобразование энергии в электричество.
Специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков рассказал журналистам о проблемах, которые стоят перед нашей страной в связи с предстоящим энергопереходом.
Ситуация, сложившаяся на мировом рынке, крайне болезненна для России. Так называемый энергопереход диктует новые правила игры: с 2023 года мы будем вынуждены платить углеродный налог размером 1,4 миллиарда евро, а в течение ближайших пяти лет – около 10 миллиардов только за то, что отечественный экспорт недостаточно экологичен. Всё последнее десятилетие экономическое руководство, по сути, отрицало реальность, сопротивляясь энергопереходу и опровергая его неизбежность. Так, весь русский автопром стоит на том, что двигатели внутреннего сгорания – это навсегда. Под эту же логику "заточены" контракты и программы развития предприятий.
Ранее первый русский телеканал Царьград приводил расчёты министерства экономического развития, которые определяют потери русского экспорта от углеродного налога более чем в 1 млрд евро.
В то же время Соединённые Штаты Америки, Европейский союз и Япония уже объявили, что энергопереход станет главным изменением в мировой экономике в ближайшие 30, а то и 80-100 лет. Россия является бенефициаром экономики, которую можно условно охарактеризовать как теплотворную. Грубо говоря, мы берём ресурсы и выделяем из них тепло, сжигая природный газ, нефть, уголь и тому подобное. Суть же энергоперехода – в замене теплотворности электротворностью. На место базовых процессов сжигания приходит преобразование энергии в электричество. При этом становится возможным получать электроэнергию без посредников (самый показательный и очевидный пример – солнечные батареи).
Следствиями всеобъемлющего энергоперехода являются цифровизация, управление изменением климатических условий, распределённая энергетика, сокращение углеродного следа продукции, развитие электротранспорта и экотехнологий. Основная ставка Вашингтона и Брюсселя в этом процессе делается на то, что в мире будет построен зелёный посткапитализм, в рамках которого всех заставят платить немалую премию за экологичность. Дмитрий Песков называет это своеобразной формой неоколониализма. Вместе с тем иного выхода, кроме как разрабатывать новые методики и инструменты долгосрочного прогнозирования, для русской экономики нет. Выстраивать стратегии развития по лекалам 2000-2010-х годов больше не получится – этому будет противостоять вся мировая рыночная конъюнктура.