Не жили хорошо, не надо и начинать. ЦБ и Минфин тормозят восстановление реальных доходов населения
Реальные доходы населения России выросли во II квартале 2021 года на 6,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Об этом с нескрываемым оптимизмом сообщил Росстат. Но более глубокий анализ данного показателя говорит о том, что оптимизм должен быть сдержанным: в сопоставлении с I кварталом 2013-го доходы наших граждан ниже на 6,7 %. На протяжении 8 лет этот ключевой показатель социально-экономического развития всё никак не может восстановиться. Причина на поверхности – пагубный либерально-монетаристский курс ЦБ и Минфина.
В советское время статистика часто оперировала сравнением с "благословенным 1913 годом". Год, ставший точкой наивысшего экономического подъёма Российской империи, брался за основу для сопоставления с тем, чего достигла советская власть. И если в 1920 – 1930-х такие соотнесения были ещё уместны, то к 1970-м воспринимались уже с едкой иронией. С тех пор технический прогресс ушёл далеко вперёд, время существенно ускорилось. Между тем печальная реальность нашей экономической жизни состоит в том, что мы вынуждены сравнивать нынешние показатели… с благословенным 2013-м. Действительно, это последний спокойный год без резких потрясений и кризисов. За ним последовали санкции, введённые Западом вопреки всем нормам международного права, финансово-экономический кризис и нестабильность рубля. Конец десятилетия преподнёс ещё один сюрприз – пандемию коронавирусной инфекции.
Две недели назад Росстат поведал о повышении реальных доходов населения впервые за всё время с начала резкого ухудшения эпидемиологической обстановки. По данным статистического ведомства, реальные располагаемые доходы граждан России выросли на 6,8 %, что превышает уровень инфляции. Однако если сравнивать реальные доходы с первым кварталом 2013 года, ситуация выглядит довольно печальной – они на данный момент ниже на 6,7 %. Выросла только оплата труда, и то на мизерные 1,2 %. Доходы от предпринимательской деятельности сейчас ниже на 22,6 %, от собственности – на 17,6 %, от социальных выплат – на 7,3 %, доходы, полученные из иных источников, ниже на 24,4 %.
Финансовые аналитики видят три причины, приведшие к такой неблагоприятной картине: во-первых, высокая инфляция после внезапного скачка рублёвого курса в конце 2014-го, во-вторых, объявление выходных дней из-за обострения коронавирусной обстановки в марте прошлого года, в-третьих, инфляционный рост в январе – июне 2021-го.
Не радует также сравнение второго квартала текущего года с четвёртым кварталом прошлого. Если устранить фактор сезонности (многочисленные выплаты к новогодним праздникам), положение будет выглядеть следующим образом: реальные доходы граждан сократились почти на 3 %, оплата труда упала на один процент, социальные выплаты упали на 7,6 %. Вместе с тем активизация деловой активности привела к повышению доходов от предпринимательской деятельности: они выросли почти на три процентных пункта.
Что с того?
То, что доходы наших соотечественников до сих пор не достигли показателей восьмилетней давности, красочнее всего характеризует совершенно неработающую стратегию либералов в экономическом блоке. Чтобы повышать уровень жизни простых людей, не обойтись без развития реального сектора экономики. Чтобы развивать реальный сектор экономики, нельзя в него не инвестировать. А пока что мы видим упорные попытки Центрального банка лишить национальный рынок денежных средств под благовидным предлогом борьбы с инфляцией (во многом завозной, на которую не действуют никакие меры Эльвиры Сахипзадовны) и отчаянную борьбу Министерства финансов по недопущению распечатывания ФНБ для финансирования крупных и социально значимых инфраструктурных проектов.