НАТО собирается повторить югославский сценарий в России?
В этом году исполнится 20 лет Дейтонским соглашениям, в результате которых появилась на карте Республика Сербская. Этому предшествовали жестокие боевые действия против сербов, которые провели в августе 1995 года в Сербской Краине хорваты и боснийцы при поддержке НАТО. Вспоминая сегодня события двадцатилетней давности, многие проводят параллели с современностью. На место бывшей Югославии ставят Россию и предупреждают, что история имеет свойство развиваться по спирали…
Образованию Республики Сербской предшествовало тяжелейшее пятилетнее противостояние между сербами, хорватами и боснийцами, обусловленное в первую очередь не столько политическими, сколько религиозно-этническими разногласиями. После одностороннего объявления независимости Боснии и Герцеговины в результате сговора, фактически был совершен государственный переворот, который сербы решительно отказались признавать. Началась взаимная резня, в которой сербы вели фактически партизанскую войну против «официального» Сараево, поддержанного Западом. Увы, стоит признать, что во многом югославы оказались сами виноваты в распаде государства. Казалось, что нужно лишь разрушить старый порядок, протянуть Западу заявку на вступление в ЕС, а все остальное произойдет само собой. Добрые евродяди дадут кредитную конфетку, пустят в свой прекрасный волшебный мир свободного капитала и безвизового пространства. В погоне за призрачным богатством сербские элиты перессорились между собой и отказались от братства с Россией, поскольку Запад выглядел привлекательнее. Странно было ожидать помощи, тем более, что и сама Россия переживала тогда не самые легкие времена. Затем оказалось, что евродядям в сербах интересны лишь донорские органы для больных евродетишек…Вступления в ЕС ждут до сих пор, на словах теперь называя русских братьями, а на деле готовые предать, как только снова поманит Брюссель.
Ситуация эта отчасти повторилась на Украине образца 2014 года, когда под лозунг «Украина - это Европа» прозападно настроенные элиты с разбегу ухнули с обрыва вместе со всей страной. Русскоязычное население отказалось признавать переворот в Киеве и сформировало народные республики, которые требовали в идеале присоединения к России, так же как боснийские сербы требовали присоединения обратно к Югославии. Против Белграда, поддерживающего Республику Сербскую, точно так же, как и против России в 2014 году, были введены международные экономические санкции. Разница лишь в том, что в случае с Югославией они были официально оформлены Советом Безопасности ООН. Что касается России, то против нас сейчас введены, так сказать, не санкции, а ограничительные меры, так как вопрос о санкциях решает только Совбез ООН.
Все это поддерживалось массированной пропагандой в СМИ против сербов, которых выставляли палачами и истребителями благородных борцов за независимость. ООН расценивала попытки Милошевича защитить сербов от геноцида со стороны мусульман как «вмешательство в дела Боснии и Герцеговины».
За защиту своих сограждан Югославия поплатилась тем, что ООН запретила любые торговые операции с Югославией, использование югославских кораблей и самолетов, деловые контакты, все финансовые транзакции с физическими и юридическими лицами из СРЮ. Югославские валютные фонды и вклады заморозили, были ограничены перелет и посадки югославских самолетов, запрещалось участие югославских представителей в спортивных мероприятиях за границей, останавливалось научно-техническое и культурное сотрудничество.
Эти санкции имели крайне разрушительный эффект и вызвали глубокий кризис экономики Югославии. Сотни тысяч людей остались без работы и средств к жизни, начались перебои с продовольствием и медикаментами, поскольку большинство товаров Югославия импортировала. Товарооборот с Россией, например, упал в тысячу раз, и ущерб только российской экономике за время действия санкций составил около $5 млрд. Российская экономика после введения ограничительных мер оказалась более устойчивой, однако нет сомнения, что наши «западные партнеры» добивались в идеале именно такого эффекта.
Под давлением САСШ и ООН в конце 1995 года лидером боснийцев Алиёй Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом было подписано Дейтонское соглашение, подразумевающее разделение враждующих сторон и обособление территорий, отведение тяжелой техники от установленных соглашением границ… Аналогии напрашиваются сами собой.
23 ноября 1995 года, после изнуряющих боевых действий на территории Боснии и Герцеговины, сразу после успешного (для Запада) завершения переговоров в Дейтоне, санкции с Югославии были сняты. Тогда стало сенсацией, что за приостановку санкций проголосовали все члены ООН, кроме… России. Той самой страны, которая последовательно и упорно боролась за их отмену, где Госдума не раз поднимала вопрос об одностороннем выходе из режима санкций. Сергей Лавров, представлявший Россию тогда в ООН, воздержался от голосования.
Такую парадоксальную на первый взгляд позицию легко объяснить. Отмена санкций прежде всего касалась поставок оружия, а значит, САСШ и НАТО официально смогли вооружить хорватов и мусульман, воюющих против сербов. Поставки оружия в экс-Югославию заняли одну из ведущих позиций во внешней торговле этих стран после отмены эмбарго. Главную же выгоду извлекли оружейные фирмы САСШ, которые смогли поставить мусульманам и хорватам вдвое больше вооружения, чем Россия сербам, поскольку резолюция СБ ООН устанавливала соотношение допустимого порога вооружений армий мусульманско-хорватской федерации и боснийских сербов как 2:1. Затем началась вооруженная агрессия против Сербии, окончательный раздел Югославии, арест Слободана Милошевича и превращение Косово во вторую по величине базу НАТО в Европе.
По мнению экспертов, Запад пытается проводить в отношении президента России Владимира Путина политику свержения президента Югославии Слободана Милошевича. Председатель исполнительного совета Движения за Сербию Любинко Джуркович еще в конце 2014 года представил данные, согласно которым НАТО «планируют мобилизовать 250 тыс. только на Балканах в поход против России». Последние передвижения и наращивание контингента военного альянса в Европе, а также все более и более агрессивная риторика в адрес России показывают, что Джуркович был прав. По мнению сербских экспертов, переход от стадии экономических санкций к стадии вооруженного вторжения в отношении России может пройти быстрее, чем в Югославии, где этот процесс занял несколько лет. Время предотвратить повторение роковой ошибки еще есть. Однако для этого обществу необходимо сплотиться и осознать приоритет государственных интересов, истинного славянского братства и базовых человеческих ценностей перед сиюминутным потребительским богатством.
Фото: Mstyslav Chernov/AP/Фото ТАСС, В.Гурин/ТАСС/Фото ТАСС