МН17 и самолет с Протасевичем: Тайна пустого шкафчика, связавшая два рейса
Сотрудник службы навигации национального аэропорта Минска Олег Галегов, который дежурил на вышке 23 мая, в день, когда в главной аэрогавани Белоруссии "под присмотром" истребителя сел рейс с оппозиционным блогером Романом Протасевичем на борту, в июне ушёл в плановый отпуск и пропал без вести. Точно так же бесследно исчезла Анна Петренко, которая вела малайзийский "Боинг" рейса МН17.
Имя Олега Галегова не было широко известно в Белоруссии до вчерашнего дня, пока о его исчезновении не сообщил один из белорусских Telegram-каналов. Новость о его пропаже подхватили тысячи СМИ, как национальные, так и российские.
Чем же так знаменит оказался исчезнувший мужчина? Дело в том, что Галегов является – или являлся – диспетчером Национального аэропорта "Минск". Именно Галегов дежурил 23 мая этого года, когда в Минске в сопровождении истребителя МиГ-29 совершил вынужденную посадку борт компании Ryanair. Команду о необходимости приземления экипажу самолёта передал Галегов. Он же сообщил командиру воздушного судна, что, по информации спецслужб Белоруссии, на борту находится бомба. Большую огласку этот инцидент получил в связи с тем, что на этом самом самолёте из Афин в Вильнюс летел оппозиционный блогер и основатель оппозиционного канала NEXTA Роман Протасевич вместе со своей русской спутницей Софьей Сапегой. Оба были тут же арестованы и позже отправлены в СИЗО.
Сам пропал или помогли?
Узнать что-то подробное из жизни человека, по сути, выступившего в роли гоголевского персонажа, который сообщил пренеприятнейшее известие "К нам едет ревизор", весьма сложно, так как перед своим исчезновением Олег Галегов удалил – или ему помогли удалить – все свои аккаунты из социальных сетей. Но это станет известно позже, уже после того, как коллеги по работе забьют тревогу. Дело в том, что в июне Галегов ушёл в плановый отпуск. 3 июля его ждали на работе, но он так и не появился. Телефон выключен, соседи с момента его отъезда вместе с семьей тоже его не видели.
На работе неладное заподозрили, когда вскрыли личный шкафчик Олега, а он оказался пуст. Значит, что своё исчезновение он спланировал? Но что подвигло опытного диспетчера, о котором в "Белаэронавигации" отзываются как о крупном специалисте и ответственном работнике, на побег, и главное – от чего он бежал?
Возможно, что никакой бомбы на борту самолёта тогда, 23 мая, не было. А ему просто отдали команду спецслужбы, целью которых было не спасение пассажиров от якобы трагедии, а поимка Протасевича. И всё бы ничего – помог Родине взять супостата-радикала, который год назад народ на баррикады выводил по всей стране, но позже за расследование инцидента в аэропорту взялась ICAO (Международная организация гражданской авиации). Об этом стало известно как раз в июне. Возможно, что тогда нервы у Галегова и не выдержали: собрал семью, вещи, взял билет в один конец и исчез. Знакомые не исключают, что он перебрался в Грузию, откуда, собственно, и приехал в Белоруссию 11 лет назад. Опять же, если с 3 июля о нём не было вестей, почему хотя бы на работе не обратились в милицию? Почему информация о его исчезновении появилась только спустя три недели и то в оппозиционном Telegram-канале?
А что если о его роли во всём, что происходило майским днём в аэропорту Минска, узнали те самые террористы, которые организовывали неудавшийся подрыв узла связи ВМВ России под Валейкой и покушение на одного из самых популярных в стране тележурналистов Григория Азарёнка? Тогда дело принимает совсем другой оборот. Но это всё только версии.
Официальных комментариев по поводу исчезновения Олега Галегова не поступало ни от его работодателей, ни от правоохранительных органов.
Вершитель судеб с диспетчерской вышки
Тем временем Роман Протасевич и Софья Сапега, поимке которых так или иначе поспособствовал Галегов, сейчас прекрасно себя чувствуют, находясь под домашним арестом в загородном доме под Минском. Протасевич вновь завёл свои аккаунты в социальных сетях, где открыто общается с подписчиками. Кстати, там же он заявил, что никаких пыток к нему и Софье силовики не применяли.
Однако известно, что условия содержания под стражей им смягчили после того, как оба дали согласие на сотрудничество со следствием. Это подтвердили в Следкоме Белоруссии. Кстати, по словам адвоката Сапеги, Софью крайне расстроило, что следователи рассказали об их договорённости. Вероятно, она испугалась, что эта информация нанесёт удар по их с Протасевичем имиджу как непоколебимых борцов за "демократию и свободу" в Белоруссии.
После событий 23 мая уже через месяц ЕС ввёл новый пакет экономических санкций против Белоруссии, который поддержали США, Канада и Великобритания.
Вот так простой и неизвестный диспетчер Олег Галегов повлиял на судьбу страны и двух отдельных людей. Но как сложилась дальше судьба его самого, пока неизвестно.
История повторяется
А ведь это уже не первый случай, когда после крупных скандалов, связанных с авиацией, исчезает диспетчер. Достаточно вспомнить историю с малайзийским лайнером МН17, который был сбит в небе над Донбассом. Трагедия, вошедшая в десятку самых крупных авиакатастроф в истории, произошла в июле 2014 года, и уже вскоре без вести пропала диспетчер из Днепропетровска Анна Петренко, которая вела борт. Её местонахождение, как и местонахождение лётчика 1-й эскадрильи тактической авиации ВВС Украины Владислава Волошина, который, предположительно, произвёл пуск ракеты в малайзийский гражданский самолёт, остаётся неизвестным по сей день.
С запросами о возможности пообщаться с Волошиным и Петренко в МВД Украины обращались и российские правоохранительные органы, и представители международной следственной группы, но ответа так и не получили…