сегодня: 16/12
Святой дня
Преподобный Савва Сторожевский

Мир Дикого Запада: Зачем от нас требуют жалеть роботов?

Мир Дикого Запада: Зачем от нас требуют жалеть роботов?

Сериал WestWorld поднимает вопрос о постчеловеческом будущем

Все большую популярность набирает новый американский сериал компании HBO "Мир Дикого Запада", режиссер которого Джонатан Нолан - сценарист, известный фильмами "Интерстеллар", а также "Помни" и "Престиж".

Многие спорят, догонит ли он по популярности другое творение телеканала - "Игру престолов". Время покажет: сегодня в Рунете выходит только четвертая серия, но сериал уже вызывает массу вопросов и споров о биоэтике, границах дозволенного и элементарном выживании человечества.

Откуда "Западный мир"?

Это ремейк одноименного фильма 1973 года WestWorld. Речь идет о ближайшем будущем, где роботов делают поразительно похожими на людей - так, что не отличишь. Для богачей конструируют дорогостоящий парк развлечений, где андроиды разгуливают в исторических костюмах и развлекают посетителей. Где можно пострелять, убить злодея, сходить в бордель и хорошенько накатить. Стоит отметить, что режиссер фильма Майкл Крайтон снял затем "Парк юрского периода" - по сути, такой же искусственный развлекательный полигон для заскучавших людей.

Люди сбегают от реальности и пытаются получить мнимую свободу и власть в относительно замкнутом помещении. На выходе из парка развлечений журналист спрашивает посетителя: "Вам все это показалось настоящим?" - "Ничего более настоящего в моей жизни не было!" - радостно отвечает тот.

Для роботов каждое утро становится "днем сурка" - из ковбоев вынимают патроны и смывают с них кровь, шлюх прихорашивают и ремонтируют разгроханные салуны. Но в какой-то прекрасный момент роботы-ковбои и роботы-рыцари дают сбой и начинают стрелять в упор в посетителей и безжалостно протыкать мечами. Конечно, самонадеянные люди получили по заслугам…

Новый сериал: чувства и жалость

В оригинальном фильме проблема все же сводится к неконтролируемости роботов и непредвиденному сбою в системе. Там речь идет о роботах как однозначно неживых механизмах. Чего стоит металлический ковбой-убийца, который наподобие Терминатора влечется из последних батареек за напуганными людьми.

В новом сериале вопрос ставится тоньше: а что если и робот может чувствовать? Не только включаться, выполнять команды и обучаться за счет технологии нейронных сетей. Вдруг у него есть сознание и его надо пожалеть?

На роботов пытаются примерить роль психологически и эмоционально полноценных существ, которые имеют право выбора на лучшую жизнь, чем погибать каждый день от капризных посетителей. Они становятся злопамятными и хотят отомстить.

Желание бунтовать у роботов передается информационным путем через вирусную фразу: "У бурных чувств неистовый конец". Цитата Шекспира, которую мы сами можем продолжить: "он совпадает с мнимой их победой". Случайность? Едва ли.

Творческий директор мистер Форд, создавший первых андроидов парка, вшил в роботов обновление программы - "грезы". И вдруг что-то пошло не так: теперь роботы стали не только припоминать ежедневные убийства, но и научились обижаться и мстить. Из разговора двух программистов из сериала:

- Наверное, добавил тайком от всех. Он называет их грезами. Старые жесты - просто движения, а эти связаны с воспоминаниями.

- Как? Воспоминания же всегда удаляются?

- Но они еще там. Ждут перезаписи. Он нашел к ним доступ, как к подсознанию.

- Шлюха с внутренним миром? Мечта любого мужчины.

- Из-за этих мелочей они как настоящие. И гости в них влюбляются.

И действительно, многие посетители искренне влюбились в механических существ. Как в книге Виктора Пелевина SNUFF, где существует особый тип сексуальных меньшинств - пупарасы, предпочитающие качественных кукол живым и неприятным людям. Потому что они стерильные, безопасные, контролируемые. Впрочем, далеко ходить не надо: мы прекрасно помним недавнюю историю, когда молодой человек женился на персонаже компьютерной игры, а в фильме "Она" герой влюбляется в программу с голосом Скарлетт Йоханссон.

"Она была в ужасе!" - восклицает посетитель парка, который только что спас проститутку-андроида от пуль. "Именно для этого они и существуют. Чтобы ты чувствовал это!" - отвечает его циничный друг.

Это важный момент. Когда мы сами становимся неспособными к настоящим чувствам, а только беспорядочно эмоционируем, когда от офисной жизни нам становится скучно, только и остается, что хотя бы искать это во внешнем.

"После того как мы признаем машины живыми, любые отношения с ними будут выстраиваться на том же уровне, что и с другими живыми существами. Роботы по-настоящему живы у нас в головах; а это, возможно, более важный аспект человеко-машинных взаимоотношений, нежели любой тест Тьюринга. Роботу не нужно убеждать нас в том, что он человек - мы уже готовы в это поверить", - справедливо отмечал в интервью Александр Ребен из лаборатории Media Lab Массачусетского технологического института в Бостоне.

Претензия стать творцами

Очевидно, человек слишком много на себя берет, пытаясь стать творцом. И, как показывают фильм и сериал, сполна расплачивается за это. Прекрасная цитата из беседы мистера Форда с программистом:

"Мы лечим все болезни, сохраняем жизнь самым слабым. И однажды, возможно, сумеем даже воскрешать мертвых. Вызовем Лазаря из его пещеры. Знаешь, что это значит? Что с нами покончено".

Или вот эта: "Мы практикуем колдовство. Мы говорим нужные слова и создаем саму жизнь из хаоса. Уильям Оккам был монахом в XIII веке - он нам не поможет. Он бы сжег нас у столба".

Религиозная тема мельком, но очень ярко проходит в сериале. "Иди! Разве не видишь - опустел весь ад и дьяволы все тут", - восклицает один из первых "глюкнувших" андроидов. "Вы не знаете, где вы. Вы в плену собственных грехов!" - рычит он, угрожая программистам-творцам. Сами создатели сериала понимают, что вопрос в границах: где это еще попытка поиграть в Бога, а где - точка невозврата.

Философ, главный редактор телеканала Царьград Александр Дугин комментирует трансгуманистические тенденции следующим образом: "Священное предание утверждает, что дьявол может почти все. Но он не может создать человека. Он способен только спародировать его, изготовить его симулякр. "Эйч плюс" - это явно его затея".

Пожинаем плоды

Технология эмпатии через фильмы - очень старый и эффективный прием. При правильной подаче мы можем сочувствовать чему угодно на экране - не только животным, но и роботам, и хозяйственным приборам, и даже самим чувствам (см. мультфильм "Головоломка"). Вспомним мультфильмы, посвященные исключительно очеловеченным роботам: "Валли", "Роботы", "Город героев".

Особенно этим прославился Disney - начиналось все со снятия иерархий и размытия национальных и культурных различий. Так постепенно в головы очень компактно уложили многие идеи толерантности - теперь мы видим, как Европа мучается от плодов.

Теперь мир пошел дальше - мы создали не только тела роботов, но и возможность их будущей "сознательности" - обучающиеся нейронные сети. Уже компьютер выиграл у человека в сложнейшую игру го, появилось приложение Prisma, которое обрабатывает фотографии в стиле известных художников, и робот даже написал стихи, подражая Егору Летову.

Мы уже вступили на этот скользкий путь. Отступить обратно сложно - проще подогнать население к тому, чтобы принять роботов как своих, родных.

Так зачем нас заставляют видеть в роботах людей? Зачем подсказывают, что лучше их пожалеть, чем вынуть из них батарейку? На это есть разные ответы - точного, конечно, никто не знает.

Один из вариантов - некоторые элиты посчитали, что людей на планете стало слишком много и надо постепенно избавляться от лишних ртов. Популяризация гомосексуализма, чайлдфри, абортов и разрушение института семьи автоматически приводит к снижению рождаемости. Это незаметные, но мощные изменения. Особенно технологию любят применять на неатлантистских странах - в том числе на России. Соответственно, если поднажать, то "лишних людей" станет куда меньше. А роботы экономически выгоднее, да и по идее должны подчиняться лучше.

Да, вот только именно сторонникам трансгуманизма следует особенно внимательно смотреть сериал. Роботы с сознанием-симулякром способны в будущем потребовать собственной этики, уважения, равноправия и - не исключено - планету в целом. Тот, кто еще вчера варил вам кофе в привычное время, может подать на вас в суд за не тот взгляд или неуважительный тон.

Такой мир, скорее всего, неизбежен - нас к этому очень долго и последовательно вела сама логика Нового времени. "Это - результирующий вектор последних столетий, когда человечество всерьез поверило в миф о прогрессе и эволюции. Поэтому "эйч плюс" - это последний логический вывод всей эпохи Нового времени, Модерна", - отметил Дугин.

"Осталось сделать только один, последний шаг - переступить границы самого человеческого вида. Это и есть "эйч плюс" - последнее слово либерализма. Поэтому трансгуманизм - это не побочное причудливое явление технического развития, это логический конец Нового времени, мы должны были подойти к этому - к эпохе киборгов, гибридов, мутантов и химер, и мы к этому подошли", - добавил Дугин.

"На этом пути прогресса невозможно остановиться на полпути: сказав "а", мы вынуждены сказать "б", "в", "г", да и все остальные буквы алфавита. "Эйч плюс" - это последняя буква. Дальше начинается компьютерный язык", - резюмировал философ.

Человечество уже слишком далеко ушло от традиционного мира. В таком случае нас спасет только религия - только у верующего нет сомнений, что единственный творец - Бог и любая жизнь и смерть исключительно в Его руках. Сейчас здоровую пассионарность смывают в развлечения, геймерство, "покемонов" и соцсети. А дальше - мир роботов. Действительно ли стоит становиться пупарасами и жить в стерильном мире? Для этого ли нас создавал Господь?

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
Новости партнеров

Новости





Наверх