Маск вырубил "Старлинки". Глава КБ объяснил, как обойтись без американских спутников: Спасёт метод "Вагнера"
Как и ожидалось, компания SpaceX заблокировала работу терминалов Starlink на всей территории Украины. Под блокировку попали в том числе и те, что используются нашей армией на линии фронта и в прифронтовых районах. Это повод, чтобы уже паниковать, что нет альтернативы и о чём мы думали раньше, – или что-то всё-таки делать и выход есть? Царьград разбирался в вопросе с руководителем конструкторского бюро к.т.н. Сергеем Товкачом.
Казалось бы, при правильном отношении к делу можно было подготовиться и встретить угрозу во всеоружии. Но – нет.
Альтернативы данному спутниковому интернету в рядах ВС России просто не существует, и многое, в том числе боевое управление, завязано на нём, и всё воспринималось как данность <…> На самом деле проблема ведь не в Маске или Трампе. Не эти ребята подсадили всю армию на фронте фактически на технологию прямого противника, сделав ВС России зависимыми от одного центрального рубильника, находящегося в Вашингтоне,
– отмечает канал "Военный Осведомитель".
Отключение ударило и по нашим войскам, и по ВСУ, у которых на "Старлинк" завязано всё управление – вплоть до штаба, а не только связь переднего края, как у нас. Однако надо понимать, что противник ведёт работу по наполнению "белых списков": очевидно, что по мере передачи данных от украинских подразделений SpaceX будет разблокировать их терминалы, и связь у врага восстановится.

Внедрение "Старлинка" в наши войска шло с весны 2024 года и долгое время было своего рода секретом Полишинеля – все знали, но говорить было не принято. Скриншот ТГ-канала "Военный Осведомитель"
Перспективы нашего врага понятны: перезапуск системы и постепенное восстановление управляемости силами на фронте и в тылу. Но для нас намного важнее понять, каковы реальные перспективы наших Вооружённых сил, смогут ли они оперативно заместить и компенсировать утраченный доступ к американской системе и не станет ли потеря связи прологом к неудачам на фронте.

Враг несколько лет игнорировал наше присутствие в системе "Старлинка", но после того, как наши военные начали применять дроны под управлением американских терминалов, Киев побежал жаловаться Маску. Скриншот: ТГ-канал "Военный Осведомитель"
Спутниковых альтернатив нет, но варианты остались
Прокомментировать сложившуюся ситуацию Царьград попросил кандидата технических наук, руководителя конструкторского бюро "АвиаНовации" Сергея Товкача.
– Сергей, совсем недавно вы предположили, что Маск не будет церемониться и отрубит от "Старлинка" и нас, и противника. Собственно, именно так и получилось. Теперь самый главный вопрос: какие у нас есть варианты по замене американской спутниковой связи?
"Русские не смогут нас бомбить" – Маск "поиздевался" над ВСУ. Ловушка захлопнулась? Белоусову бросили вызов
С. Товкач: Реальных альтернатив (в обеспечении спутниковой связью и широкополосным интернетом – ред.) у нас нет. Понятно, что есть спутники "Ямал", их группировка как-то работает, но это геостационарные спутники, на них надо очень точно наводить антенну, что в полевых условиях практически невозможно сделать. Тем более, невозможно сделать на передовых позициях, где бойцам опасно высовываться из блиндажа. Где-то на штабном уровне – вполне возможный вариант: можно поставить антенну, настроить, и она какое-то время даже простоит, прежде чем её вынесут.
– Встаёт вопрос об альтернативах "Старлинку". Что у нас есть для переднего края?
– Старая добрая оптика (оптико-волоконные кабели – ред.). Причём наши связисты во многих местах приспособились использовать дроны на оптоволокне для прокладки линий связи – дрон выступает в качестве летающей катушки. Таким образом пробрасывается линия, на том конце дрон ловится, обламывается волокно, для этого нужен специальный инструмент, обжимается наконечник – и вуаля, у вас есть линия, которая может с некоторой нормальной скоростью обеспечить нам связь. Но проблема в том, что волокно, которое применяется в дронах, очень тонкое, нестойкое к атмосферным условиям, и такие линии живут недолго.

С лета 2025 года нашим войскам доступны "катушки" с длиной кабеля в 50 км. Проблема в том, что это волокно не очень подходит для прокладки долговременных линий связи. Источник: ТГ-канал "Военная хроника"
– Кажется, ЧВК "Вагнер" использовала похожий способ?
– У "Вагнера" этот способ использовали, когда Бахмут штурмовали. У них всегда за передовыми группами бежал связист с катушкой. Тогда над этим смеялись, но по факту у "Вагнера" всегда была высокоскоростная связь и координация подразделений.
– Есть мнение, что значительную часть проблем со связью в тылу можно было бы решить за счёт развёртывания сетей сотовой связи. Насколько осмысленно развёртывание сотовых сетей в тыловых районах под задачи военных?
– Это очень удачная идея, и непонятно, почему это не делается до сих пор, потому что фактически ты что делаешь? Ты берёшь аппаратуру сотовой вышки. Она же сегментированная, то есть на вышке этих антенн – целая гора. Это всё прекрасно делится на кусочки, и ты можешь просто одну соту, или псевдосоту, как её правильно называют, установить. Называешь оператора как угодно и раздаёшь военным зарегистрированные "симки" или eSIM (чип, встраиваемый в устройство и заменяющий обычную SIM-карту – ред.).
– То есть альтернативных вариантов по организации связи в тылу на самом деле много?
– Можно делать радиомосты всевозможные. Их полно, стоимость порядка 30 тысяч рублей за модуль, что, в принципе, не так дорого в военных условиях. Они позволяют где-то километров до пяти делать относительно высокоскоростную радиосвязь: ставится одна антенна, вторая антенна – и между ними вот такой модуль. Правильно это называется радиорелейная связь.
– А если подняться на уровень выше? Что насчёт управления дронами над территорией противника?
– Есть такая штука, как псевдоспутники. Это дроны, как правило, самолётного типа, которые поднимаются на большую высоту. Идеальной высотой является более 13 км, потому что фронтовая ПВО вроде "Панциря", IRIS-T и аналогичных систем бьёт вверх максимум на 12 км. Выше могут работать дальнобойные комплексы вроде Patriot, но там уже стоимость ракеты такова, что даже при поражении летательного аппарата ты уже в выигрыше.
И вот на таком дроне-псевдоспутнике разворачивается сота, которая накрывает сигналом, если мне память не изменяет, до 36 км. В результате у вас значительный участок фронта с полноценным интернетом, связью и всем, что вам нужно. Опять же, подавить РЭБом такую связь сложно, потому что сигнал идёт с большой высоты, антенна на земле направленная, закапываешь её на полметра в землю, чтобы грунт поглощал помеховый сигнал, идущий с боков; прикрываешь маскировочной сеточкой – и у тебя есть связь.

То, что псевдоспутники способны заменить орбитальные аппараты, а также являются удачной платформой РЭБ для подавления спутниковой связи, специалисты пишут не первый год. Скриншот: ТГ-канал "Закулисье правды"
– Иными словами, "Старлинк" хорош, но, если подумать, то в каждой нише ему есть замена – нужно внедрить эти системы и увязать в единую систему.
– Это всё решаемо. Но почему-то тема псевдоспутников у нас не развивается. А это одно из направлений, которые частники поднять самостоятельно, без каких-то гарантий со стороны государства, хотя бы в плане будущего сбыта, не могут. Это дорогостоящая история, в отличие от тех же FPV-дронов.
И в разработку такого беспилотника – носителя соты связи, который сможет летать на большой высоте длительное время, хотя бы сутки, и аппаратуры для него нужно вложить очень немало денег. Миллионов 30-40. Но не имея понятных перспектив продать это Министерству обороны, никто из частников заниматься этим не будет. Но и в госструктурах, насколько можно судить, этим тоже никто не занимается. И в итоге мы в таком вот ступоре. Хотя решений для того, чтобы заменить "Старлинк" на поле боя, – тьма-тьмущая.
Орбитальный долгострой: Цена поражения в космической гонке – жизни русских солдат. Доказано в СВО
В сухом остатке
Внедрение "Старлинка" в русскую армию было хорошим, но временным решением. Авантюрной, но при этом почти гениальной операцией, проведённой на стыке спецслужб, волонтёрского движения и Минобороны.
Семена беды были посеяны, когда проникновение во вражескую сеть не было подкреплено созданием нашей собственной цифровой инфраструктуры. Когда временное превратили в постоянное, да только забыли, что система в основе своей вражеская. Так что теперь не сделанную вовремя работу придётся делать в авральном режиме, в куда худших условиях, чем могли бы быть.