Львов готовится к возвращению в родную гавань
Последует ли Галичина вслед за Крымом и Донбассом?
Польская община Львова 24 декабря 2016 года провела форум, на котором прозвучали тревожные для Киева заявления о необходимости экономической самостоятельности и углубления интеграционных процессов с Варшавой.
Участники мероприятия апеллировали к тому, что Львовщина отстала в экономическом развитии от соседних польских регионов на 50 лет, и преодолеть этот разрыв возможно лишь в случае интеграции с Польшей.
«Но у Львова перспектива еще есть, а в других регионах ее нет. Польша даст львовянам возможность реализовать себя», - заявил председатель объединения польской общины Львовской области Сергей Лукьяненко.
При этом он добавил, что посредничество Киева в отношениях между Львовом и Варшавой будет явно лишним.
Поляки требуют реституции
Лукьяненко поддержал депутат польского сейма от правящей партии «Право и справедливость» Ян Жарин, который заявил, что Львов всегда был городом, верным Польше, и призвал руководство страны обратить внимание на соотечественников из Восточной Галиции.
Важно отметить, что в последние годы в Польше набирает популярность программа «Реституция Кресов», суть которой заключается в том, что поляки требуют вернуть им земли и имущество на Западной Украине, которое до 1939 года принадлежало их предкам.
Так, посетившая в декабре 2015 года Крым представительница польской правой партии «KorWin» Лилия Мошечкова открыто заявила, что поляки уже приготовили документы, подтверждающие право бывших владельцев на реституцию. Кроме того, она обратила внимание на тот факт, что экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом предусматривает реституцию земель.
В случае отказа Украины от возврата земель польским собственникам «Реституция Кресов» может через международные суды добиться от Киева компенсации, сумма которой, по самым скромным оценкам, составит 5 миллиардов долларов.
Отмечается также, что на возврат собственности на территории современной Западной Украины претендуют около 150 тысяч польских граждан.
«Полагаю, что вести речь о "Польской весне" преждевременно, но по-настоящему независимое польское правительство должно иметь в виду этот сценарий, как возможную реакцию на жестокое попрание прав польского населения молодыми и слабыми постсоветскими государствами, такими как Украина и Литва», - заявил корреспонденту Царьграду польский историк и журналист Бартош Бекер.
Польша готова поддержать галицких сепаратистов
Подчеркнем, что в результате этнических чисток, учиненных боевиками ОУН-УПА в 1940-е годы и репатриации поляков из Западной Украины по соглашениям между СССР и Польшей, количество польского населения в Галиции и Волыни, до 1939 года являвшихся частью Польской Республики, резко сократилось. В настоящее время доля проживающего на Львовщине польского населения не превышает 1%. При этом в отличие от венгров и румын Закарпатья и Буковины, заселенные более чем на половину поляками этнические районы на Западной Украине в настоящее время отсутствуют.
Однако, несмотря на взаимную неприязнь между украинцами и поляками, которая вызвана определенными перипетиями общей истории, значительное количество жителей западных областей Украины явно не против углубления интеграции с Польшей. Тем более, что значительное количество жителей Львовщины и соседних регионов постоянно ездит на заработки в эту европейскую страну. По данным Национального банка Польши, по состоянию на апрель 2016 года, в стране работали около 500 тысяч граждан Украины. И если за бандеровскую символику и отрицание Волынской резни в Польше запросто можно схлопотать по физиономии, то к не свихнувшимся на почве поклонения Бандере и Шухевичу украинцам, по сообщениям очевидцев, отношение вполне доброжелательное. Как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в Польше в 2015 году, около 40% поляков относится к украинцам с симпатией. В то же время больше трети жителей страны считают, что украинцы могут представлять угрозу для безопасности Польши.
Как отметил Бартош Бекер, поляки и другие этнические меньшинства, проживающие на Украине, страдают от национальной политики действующей киевской власти и нуждаются в защите.
Бартош Бекер
«Я не думаю, что отделение польского города Львова от Украины находится на повестке дня, - подчеркнул Бекер. - Однако я прекрасно понимаю тех активистов, кто добивается экономической самостоятельности Львова от Киева или даже выступает за его воссоединение с Польшей».
«Польша должна поддерживать экономическую и культурную автономию своих исторических регионов, таких как Виленщина в современной Литовской республике или земель Восточной Малопольши, которые сегодня подконтрольны Украине. Эти регионы должны иметь более прочные экономические отношения с Польшей. Это не только в интересах Варшавы, но и окажет позитивное влияние на местную экономику и местное население – не только поляков, но и украинцев, и представителей других народов», - добавил эксперт.
Первая ласточка распада Украины взлетела… на Львовщине
Ни для кого не секрет, что когда в домайданный период на тогда еще единой Украине шли дискуссии о выборе вектора развития, жители западной части страны в большинстве своем выступали за евроинтеграцию. Тогда как на юге и востоке преобладали противоположные тенденции с ориентацией на интеграцию с Россией и странами Таможенного союза. Население Западной Украины в большинстве своем поддержало Евромайдан. И, как ни странно, сепаратистские тенденции в Галичине проявились гораздо раньше, чем в Донбассе и Харькове и даже в Крыму. Так, уже на третий день Евромайдана, 24 ноября 2013 года городской совет Равы-Русской – маленького пограничного городка на Львовщине объявил о начале интеграции с Евросоюзом в индивидуальном порядке, вопреки решению законной киевской власти. А в августе 2014 года во Львове была создана так называемая Украинская Галицкая партия (УГП), которая в июне 2015 года организовала резонансную акцию с требованием предоставления Львовщине особого статуса, автономии, особого налогового режима и права на самостоятельную экономическую политику.
«Наши галичане стояли на Майдане ради европейской страны, ради честной власти, ради достойной жизни. А что сейчас? Пора посмотреть правде в глаза. На востоке продолжается война. Стоимость коммунальных услуг, продуктов, одежды выросли в несколько раз. А зарплаты остались те же. Покажите нам, кто стал жить лучше, по-новому? Поэтому мы и хотим спросить президента, где обещанные реформы, где Европа? Где честная власть?», - обратились митингующие к президенту Порошенко.
Как бы это не казалось странным, в организации и финансировании «сепаратистского» митинга с требованием интеграции с ЕС СБУ объявила Россию.
Единственный шанс на вступление в ЕС
Андрей Садовый
Однако показательно, что на одной из конференций УГП накануне данной акции присутствовал мэр Львова и лидер парламентского объединения «Самопомощь» Андрей Садовый. Как писал «Политнавигатор» со ссылкой на киевское издание «Вести», амбициозный львовский градоначальник явно метит в «президенты Галичины» в случае распада Украины.
В настоящее время УГП активно действует на территории Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей. Депутаты от данной политической силы представлены в органах местного самоуправления этих регионов.
Не исключено, что при дальнейшем углублении дизентеграционных процессов внутри Украины, связанных с неспособностью нынешней власти выполнить взятые на себя обязательства, данная политическая партия сможет показать свою силу.
«Сейчас в этом мире любой сценарий вероятен. В 2012 году никто не мог представить, что будет Русская Весна в Крыму и Донбассе. Что 1 марта 2014 года в Донецке на площадь выйдут десятки тысяч людей и потребуют не возврата на Украину Януковича, как от них многие ожидали, а воссоединения с Россией. Этого никто не ждал. Вот точно также и от Львова сейчас никто не ждет отделения от Украины, но согласно теории Чёрного лебедя, такой сценарий вполне может стать реальностью», - подчеркнул в беседе с корреспондентом Царьграда донецкий историк и журналист, член Изборского клуба Новороссии Александр Дмитриевский.
Несмотря на победу в феврале 2014 года так называемой революции гидности и подписание новой властью соглашения об ассоциации с ЕС, ожидаемое «покращення» на Украине так и не наступило. На состоявшемся две недели назад саммите Евросоюза в Брюсселе Украине снова дали от ворот поворот, отложив рассмотрение вопроса о безвизовом режиме. А уж о полноправном членстве в ЕС Киеву теперь и заикаться не стоит. Именно такое условие выдвинули Нидерланды – последняя из европейских стран, которая за два с половиной года так и не ратифицировала Соглашение о евроассоциации. Впрочем, Украина все-таки ещё может вступить в Европейский союз. По частям. В случае своего окончательного распада. Так что для жителей Галичины, вышедших в ноябре 2013 года в центр Киева «за світле європейське майбутнє», обособление от Киева и курс на интеграцию с Польшей, явно будет не самым худшим вариантом развития событий.