Русским предложили отказаться от субботы. Пострадает Дмитрий Медведев
Ассоциация развития бизнес-патриотизма "Аванти" предложила всей России перейти на шестидневную рабочую неделю. Причина – вражеские санкции, которые требуют от всех нас больше работать. Следствие – рост производительности труда и экономики в целом. Или всё не так просто и скрытые смыслы требуют отказаться от такой решительной меры? Давайте разбираться.
Необходимость мобилизации всей России, включая и общественное мнение, и экономику, для победы в войне с объединенным Западом никто не оспаривает. Только естественно, что эта необходимость вызывает к жизни разнообразные инициативы "с мест". Однако, как известно, не все инициативы одинаково полезны.
Работать без выходных – как в войну
Утро понедельника принесло неожиданную новость: ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма "Аванти" официально обратилась к министру труда России Антону Котякову с предложением ввести в России шестидневную рабочую неделю. Ассоциация указывает: в годы Великой Отечественной войны граждане трудились по шесть и даже семь дней в неделю. Между тем, говорят в "Аванти", санкции увеличили в России нагрузку на экономический сектор. Экономика страдает – чтобы был устойчивый экономический рост, люди должны работать больше.
В генеральный совет "Аванти", как известно из открытых источников, входят бывшие и действующие политики и чиновники, включая, например, экс-президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, бывшего губернатора Приморья Сергея Дарькина, депутатов Государственной Думы Евгения Фёдорова и Вячеслава Фетисова. Такой состав участников предполагает внимательное отношение к их инициативам – люди явно опытные в государственном управлении. Правда, не вполне понятно, почему депутаты Госдумы предпочли оформить свою инициативу как письмо в министерство труда, а не как законопроект для внесения в нижнюю палату парламента.
Впрочем, эксперты по законотворчеству указывают, что такой законопроект всё равно в обязательном порядке должен был бы пройти экспертизу в правительстве – начиная с профильного министерства и обязательно в министерстве финансов, так что, возможно, бюрократически всё сделано правильно.
Но насколько правильно предложение по сути?
Или не как в войну?
Официальный ответ Минтруда пока не прозвучал – вероятно, на обоснованный ответ ведомству понадобится некоторое время. Однако кое-что можно сказать до официального ответа.
Во-первых, хотя в Великую Отечественную работали действительно очень много (очень часто совсем без выходных, очень часто люди и вовсе спали прямо у станков), сказать, что шестидневная рабочая неделя появилась из-за войны, никак нельзя. На самом деле привычная нам пятидневная рабочая неделя появилась в СССР только в 1967 году. Тогда постановлением ЦК, Совета министров и ВЦСПС (то есть профсоюзов) была введена пятидневная рабочая неделя продолжительностью не более 42 рабочих часов. До этого – более 20 лет после окончания войны! – работали 6 дней в неделю. И до войны пятидневки в СССР тоже не было.
Во-вторых, "военные" нормы уже введены там, где это необходимо, до всяких предложений бизнес-ассоциаций. Царьград недавно рассказывал своим читателям, что ещё в августе 2022 года было решено: можно переводить сотрудников предприятий оборонно-промышленного комплекса и коммерческих фирм, заключивших госконтракт на оборонную продукцию, на работу без выходных или в три смены без их согласия. Просто потому, что Родине нужно оружие. Таким образом, оборонка в России уже работает в режиме военного времени. И это понятно: если Совет безопасности устами заместителя председателя говорит, что стране нужно 1500 танков в год, значит, нужны экстраординарные меры мобилизации. Но нужны ли они во всех остальных отраслях экономики и возможно ли их введение на самом деле?
Больше работать не получится
"40 часов (труда в рабочую пятидневную неделю. – Прим. Царьграда) – научно обоснованная норма, её увеличение приведёт к снижению производительности труда, ухудшит здоровье работников и в целом нанесёт экономике серьёзный ущерб. Далеко не у всех компаний восстановился спрос и логистические цепочки, что не позволит им в полном объёме оплачивать дополнительный рабочий день. Шестидневная рабочая неделя уменьшит возможности для реализации волонтёрских проектов, крайне важных в текущих условиях. Кроме того, в ТК (трудовом кодексе. – Прим. Царьграда) установлена 40-часовая рабочая неделя. Неясно, что предлагается: ввести укороченный рабочий день или увеличить совокупную продолжительность рабочего времени. В целом инициатива является непродуманной и несвоевременной в условиях, когда страна формирует ответы на острые вызовы,"
– таков официальный комментарий РСПП к инициативе "Аванти".
РССП объединяет капитанов большого бизнеса России. Подозревать участников Союза промышленников и предпринимателей в слишком большой снисходительности к наёмным работникам довольно нелепо. Разумнее предположить, что эти люди знают, о чём говорят: заставить работников больше трудиться можно, а вот извлечь из такого решения пользу – нельзя.
Комментарий РСПП выглядит очень взвешенным. Некоторые эксперты высказываются куда резче. Например, секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир иронизирует:
Хорошая ассоциация, и инициативы интересные. Я бы предложил не ограничиваться полумерами и сделать вот как: все граждане работают по красным дням календаря, а по чёрным отдыхают. Тогда работа наконец-то станет подлинным праздником для каждого жителя нашей страны.
Возможно, надо работать меньше?
Однако шутки шутками, а вопрос о производительности труда в России – действительно один из самых острых для развития экономики. По официальным данным, в 2019 году (это важная точка отсчёта, поскольку в следующем году началась "сама странная пандемия в истории, а потом СВО и беспрецедентные санкции Запада) производительность труда в России составляла в среднем 26,4 доллара США. В самих США тот же показатель составляет 77 долларов. Грубо говоря, в США, при расчёте в номинальных долларах, производительность труда была выше в три раза.
Это, конечно, лукавая цифра – она не учитывает реальную стоимость произведённых товаров там и тут, при расчёте играет огромную роль "цена бренда" западных товаров. Такой видный эксперт, как собственник компании UP Business Алексей Галицкий, указывал в своих комментариях, что отставание России от Запада в производительности труда преувеличено.
Всё дело в методике подсчёта, из-за которой европейские страны выигрывают за счёт большей привлекательности и меньшей волатильности европейской валюты...
По словам Галицкого, производительность компании в долларах на сотрудника падает, например, за счёт частичной девальвации рубля, и низкая "эффективность работы сотрудника" тут ни при чём.
К тому же никак нельзя сказать, что русские люди сейчас мало работают. В том же 2019 году Россия вошла в пятёрку самых работающих стран мира. По данным доклада ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), в России граждане в среднем провели за работой 1965 часов – а в Европе только 1726 часов.
Стоит ли в таких условиях требовать увеличения рабочей недели? И каким образом это решение пойдёт на пользу экономике?
Что с того
Самое интересное, что всё это может проходить не по ведомству экономической дискуссии, а по ведомству скрытых смыслов. Политолог Сергей Старовойтов уже предположил, что инициатива "Аванти" может быть попыткой атаковать заместителя председателя Совбеза Дмитрия Медведева, который продвигает идею о постепенном переходе на четырёхдневную рабочую неделю.
Зачем бизнесменам идеологический конфликт с зампредом Совбеза, не очень понятно... Фактически они выступают против государственной политики по стимулированию патерналистских настроений – большинство бюджетников (опора государства) вряд ли готовы больше работать. Да ещё и с учетом возросшего пенсионного возраста,
– пишет Старовойтов.
Как будут развиваться события, разумеется, вновь покажет время. Царьград будет следить за развитием событий.