Лев Толстой – нераскаявшийся "разбойник": Малоизвестные факты
Мы любим художественные романы Толстого, но сам писатель считал важными в своём творчестве совершенно другие произведения. За что отлучили от Церкви Толстого?
Восприятие феномена Льва Толстого в русской культуре самим Толстым и почитателями его таланта сильно разнится.
Подломившийся мир Толстого
Для большинства Толстой является одним из важнейших символов русской культуры, прежде всего как великий художественный писатель.
Сам же Толстой неоднократно заявлял, что считает всё им написанное до 1881 года маловажным. В "Исповеди" он описывает свой грандиозный кризис целеполагания, что стремление к собственности – "Ну хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии – 300 голов лошадей, – а потом?" – его не радует, а творческие задачи художественного плана – "Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, ну и что ж!" – не вызывают оптимизма.
Лев Толстой.
И поэтому поздний Толстой свою заслугу перед человечеством видел в вероучительных сочинениях. В отличие от прав на свои художественные сочинения, которые он оставил жене, свои вероучительные работы он сделал общедоступными.
Но толстовский читатель именно на нехудожественные работы и не хочет обращать своего внимания, видя в Толстом только великого мастера художественного слова.
Конфликт с Церковью
Не в последнюю очередь поэтому констатация в 1901 году отпадения Льва Толстого от Православной Церкви в глазах обывателя выглядит весьма своеобразно. Людям кажется, что Церковь отлучила романиста, автора "Войны и мира" и "Анны Карениной". На самом же деле позиция Церкви определялась совсем другими сочинениями Льва Толстого, такими как "Исповедь", "В чём моя вера?", "Критика догматического богословия" и им подобными.
Величайшая трагедия Толстого, во многом олицетворявшего русскую культуру, состоит в том, что он одновременно стал и величайшим выразителем её отхода от церковности, от веры. Будучи великим секуляризатором и рационалистом, именно он значительно заземлил высокие устремления русской культуры к началу XX столетия.
Конфликт Толстого с Церковью – прежде всего личный бунт против исторического христианства и анархическая революция рационалистической религиозности против догматической Истины.
Толстой изобрёл для себя и проповедовал другим тот тип протестантского рационалистического христианства, который был очень популярен в Европе. Бесцерковное, бессвященническое и бесхристовое христианство, подогнанное под вкус Толстого, совершенно бессмысленно. Толстовство отрицало главное в христианстве – искупление грехов человечества крестной смертью Господа Иисуса Христа и Его Воскресение из мёртвых.
Самое печальное, что свой внецерковный путь Лев Толстой выбрал совершенно сознательно и неоднократно проповедовал эту свою позицию в поздних сочинениях.
Церковь достаточно долго увещевала писателя переменить свои взгляды. Но Толстой, напротив, занял наступательную позицию и стал убеждать публику в том, что именно толстовская версия христианства единственно правильная. Вокруг учения Толстого начала создаваться настоящая религиозная секта – толстовцы. Другие сектанты-духоборы восприняли тексты писателя как руководство к действию и стали эмигрировать из России.
И тут вышел роман "Воскресение". Теперь уже Церковь не могла молчать. Кощунственные высказывания о Литургии и Церкви в нескольких главах получившего широкое распространение романа требовали констатации его отпадения от христианского вероисповедания. В противном случае писания Толстого продолжали бы соблазнять христиан ещё больше, так как не осуждались официально церковными властями, призванными блюсти чистоту веры.
Толстовство как спиритуалистический атеизм
К огромному сожалению, Лев Толстой держался своих синкретически сектантских убеждений до конца своей жизни. И умер без покаяния и без примирения с Православием.
Много лет Толстой говорил и писал о христианстве, но в своих текстах выхолостил всякий его смысл. Толстовство – это, по сути, антирелигиозный анархический гуманизм, где обожествление земной человеческой природы доведено до абсолюта. Вера толстовства видит начало и конец своей деятельности только на земле, в рамках телесного существования.
Учение Толстого – это разновидность спиритуалистического атеизма, весьма популярного тогда течения, отрицавшего веру в личного Бога и рассчитывавшего на развитие сил человека лишь для материального улучшения его существования в земной жизни.
Толстой не верил в загробную жизнь, а во Христе видел только одного из учителей человечества, наряду с другими религиозными реформаторами. Божеством же для Толстого было какое-то туманно им понимаемое "духовное начало" в людях. В определённом смысле он обожествлял человека, считал его мерой всех вещей. И, что наиболее странно, главной задачей считал избавление от "физических" страданий на земле. Этакая утопия при абсолютно неизбежной смертности всех людей.
Как непримиримый враг религии и государства, к огромному сожалению, Лев Толстой остался тем нераскаявшимся "разбойником", который умер без покаяния, а перед своей смертью поносил Христа Спасителя.