"Крысоловы" со знанием психологии: Как обрабатывают детей в социальных сетях
В том, что Навальный и Ко мобилизует свою "пехоту" на митинги при помощи соцсетей, ничего нового нет, так он действует почти всегда. Но в этот раз на него работали профессиональные "крысоловы", нацеленные на самую юную аудиторию TikTok и "ВКонтакте". Негодяи не добились полного успеха, но рассчитывают увеличить количество "школоты" на будущих митингах.
Сейчас многие пытаются найти ответ на вопрос: как навальнятам удалось вывести детей на улицы? Конечно, нас страстно убеждают в том, что среди тех, кто вышел на несогласованные акции, дети младше 18 лет были в меньшинстве, их якобы "всего-то" процентов пять-шесть. Однако, по официальному сообщению уполномоченного по защите прав детей, 23 января было задержано примерно 300 несовершеннолетних – из примерно полутора тысяч задержанных митингующих. Это совсем не мало. Многочисленные фото и видеофакты говорят, что совсем юные люди на митингах, увы, были – и ими прикрывали ряды взрослых бойцов перед атаками на полицию. Конечно, отличить на фото 16-летнего от 18- летнего сходу не так уж просто. Но и психологически студент первого курса не так уж сильно отличается от школьника выпускного класса. Пусть у второго уже есть право голосовать, по сути оба они – подростки.
Так что, увы, можно констатировать, что детей вывести на антигосударственные митинги удалось. И, вполне вероятно, удастся сделать это и 31 января. Тем важнее понять, как они это делают.
Бьют точно в цель
Почему иноагентам удается работать с детьми, понять не сложно. Когда государство практически не вмешивается в процессы воспитания, а у детей вместо настоящих героев кумирами становятся блогеры из Instagram и TikTok, за ними приходят Чужие.
Несколько лет назад мы с возмущением услышали Колю из Уренгоя, которому стало жаль немецких солдат под Сталинградом. Потом увидели, как подростки "жарили сосиски на Вечном огне". А теперь юные "гавроши" выходят на акции Навального. Да, все эти события взамосвязаны. Да, чтобы не происходило последнего, нужно исключить из нашей жизни возможность первого.
Как всё-таки удалось, действуя под носом у родителей и общественности, вывести несовершеннолетних на митинги? Прежде всего, исполнители хорошо понимали, как устроено в современных социальных сетях таргетирование. То есть выбор целей. Призывы "выходить на улицы" распространялись именно через те ресурсы, в которых "зависают" подростки.
Русскоязычный TikTok – а именно он стал главным "мятежным рупором" – почти моментально оказался переполнен провокационным роликами.
Старые кадры буйства митингующих на улицах сопровождались не только нагнетающими нервозность текстами "волосы дыбом – так страшно" и сообщениями в духе того, что якобы "Путин разрешил вести огонь по детям и женщинам". Нередко за кадрами звучали детские голоса, торопливо, явно по бумажке, произносившие: "Мы здесь власть, мы не будем сидеть на месте, Путин должен уйти".
Интернет-площадка, которая в минувшем году стала невероятно популярной у юной аудитории, – и вот этот момент власти бездарно упустили – оказалась очень "удачной" для распространения подрывных идей. Роскомнадзор очнулся ото сна, когда стало уже слишком поздно. Короткие призывные ролики сделали своё дело. Дети вышли, не слишком понимая, зачем и почему.
"Детей – вперёд. У нас их достаточно"
Зачем детей звали на митинги, становится ясно, если посмотреть на скриншоты из "секретных" групп, где митинги обсуждают взрослые циничные люди. Под псевдонимами, разумеется.
"Чё, народ, дети, я смотрю, есть?" – интересуется некая Lokka Silence, а чуть ниже добавляет: "По-моему, надо их вперёд… потому что их не тронут".
А вот скриншот из группы в Telegram "Либертарианский публичный чат". Тут пишут, совершенно не скрываясь:
"Там от Волкова рекомендация была, что школоту надо двигать вперед". На это сообщение следует короткий ответ: "Приняли, хорошо, что у нас их достаточно".
Далее некий Саша Сарай комментирует: "Это чтобы силовики не захватили. Тема – верняк". Несколько минут спустя он же: "Вот для чего их так активно звали".
Неприкрытый цинизм и политтехнологическая "мудрость" Леонида Волкова, что хуже всего, останутся безнаказанными. То есть уголовное дело против него на этой неделе возбудили и именно за призывы в адрес несовершеннолетних, но – он где-то в Евросоюзе, в Бенилюксе, кажется, на собственной вилле. Не выдадут. А здесь с полицией дерутся другие.
Однако констатируем факт: революционеры, не стесняясь, обсуждают, зачем им на митингах дети. Обманутые дети – это живой щит.
Технологии и знание психологии. Кто работал с детьми?
Многие, вероятно, полагают, что всё это делалось случайно или по наитию. Но когда речь идёт о серьёзной организации и огромных финансовых ресурсах (наше расследование показало, что на работу в социальных сетях "навальнята" за неделю потратили как минимум миллиард), случайности места нет. И это уже не уровень "штабов Навального". Это работа серьёзных профессионалов.
У "крысоловов", работавших в подростковых "топиках", было совершенно чёткое понимание психологии бесшабашных "гаврошей", которым мало знакомо чувство страха, зато отлично знакомо недовольство взрослыми, собственными родителями, школой и вообще жизнью.
В курсе военной пропаганды во всех странах мира учат: воздействуя на мирных жителей на территории противника, следует попытаться повернуть естественный подростковый протест против патриотических призывов. Взрослые говорят, что нужно Родину защищать? Взрослые всегда врут, стесняют свободу. Свобода приходит... Ну вот откуда наступают заказчики пропаганды, оттуда и приходит.
Один из преподавателей соответствующей дисциплины в Академии ФСБ сказал Царьграду: агитационную кампанию в соцсетях ведут люди, знакомые с азами его предмета. Вся разница, по сравнению с тем, что было во времена холодной войны – в средствах коммуникации. Там, где раньше использовали бы листовки и вербовали группы малолетних хулиганов для работы со школьниками, теперь "топики" и "аккаунты".
Организационно эта работа была выполнена на пять. Однотипные сообщения распространялись по чатам одномоментно. Рассылкой занималась специальная программа, которой умело управляли.
Поэтому у постов почти сразу оказывалось огромное количество просмотров, а тексты переформатировались в считаные минуты.
Почему "поколение смартфонов" легко повелось на агитацию
Вербовка на протестные акции велась с совершенно чётким пониманием когнитивных способностей детей, как принято сейчас говорить, "поколения смартфонов", сказала в беседе с Царьградом краснодарский психолог Лариса Выжва.
Быстро мелькающие короткие видеоролики, броские, кричащие надписи побуждающего характера – всё это было точно рассчитано на клиповый тип мышления и восприятия информации, свойственный современным детям 8–15 лет, без конца зависающим в своих гаджетах.
TikTok выбран не случайно – у подростков он очень популярен, к тому же почти все видео моментально распространяются. Был сделан профессиональный расчёт на быструю, почти бездумную реакцию по принципу "все купили – и я купил", а значит – "все пошли – и я пойду". Информация-раздражитель, поданная определённым способом, слишком сильна и заставляет детей идти "за чужие интересы". При этом у них формируется ощущение собственной значимости: "Вы сможете, вы выйдете и власть испугается", убеждали детей одни. "И вообще, это же модно – протестовать, пусть эти взрослые знают", – шептали другие.
Конечно, психологи прекрасно понимают, что определяет поведение юных людей в подростковом периоде. И это не только принадлежность к определённой группе, назовём её в данном случае "группой сопротивления", но и другие особенности допубертатного (8–11 лет) и пубертатного (12–15 лет) периодов.
Никаких чётких политических или экономических позиций у детей в этом возрасте нет и быть не может. И если вы увидите пятиклассника, "взросло" рассуждающего, "почему плоха власть", то можете не сомневаться: ребёнка и "накрутили", и научили, что именно надо говорить. Для пубертатов важны не политические взгляды или идеи, а то, как на тебя смотрит противоположный пол и согруппники. Мощный гормональный всплеск, свойственный этому возрасту, требует выхода, нужна "движуха". К тому же все подростки, как правило, ощущают себя "в оппозиции" к взрослым, поэтому и действуют по принципу "назло маме отморожу уши",
– отметила Лариса Выжва. Она также не исключила (хотя и не считает самым вероятным вариантом), что в "обработке" детей в TikTok использовались какие-то "военные пси-практики". Ещё более вероятно, что такие приёмы используются при работе с реальной, а не виртуальной толпой.
По сути, нам продемонстрировали информационное "оружие", идеально подобранное для каждой возрастной группы. Тем, кто старше 14, говорили: "Ты можешь, ты сила". Тех, кто моложе, убеждали, например, так: "Если ты не придёшь – то родители умрут" (примеры есть в редакции Царьграда). Ну и, конечно, писали, что это будет круто и прикольно – выйти на улицы, устроить "движ" и показать, "на что мы способны".
Самые простые и самые действенные манипуляции в самой доступной и понятной упаковке. И не все взрослые смогут понять, что в этой упаковке спрятано.
Так работает военная пропаганда, в которой противник – Россия и её народ. Оружие, направленное точно на подрастающее поколение.
И вопрос теперь следует задать очень простой: какие есть у государства способы, чтобы защитить детей от враждебной пропаганды? Простой запрет ходить на митинги много раз подряд работать не может. Блокировка отдельных сегментов соцсетей и даже соцсетей целиком эффект даст, но тоже не слишком долгосрочный. Нужно обращённое к подросткам послание. Нужно объяснить им, что с ними пытается заигрывать враг.