Кроткая глазами идиота
Русофобский фильм украинского режиссера Сергея Лозницы "Кроткая", показанный в рамках Каннского кинофестиваля, был освистан публикой. По окончании пресс-просмотра зал начал свистеть и кричать "бу!", а аплодисменты, как утверждается, были довольно жидкими
Лозница, в принципе, не ахти какой талантливый режиссер, в данном случае решил продемонстрировать публике низкопробную карикатуру на Россию, которую должна была представлять депрессивная Латвия (правда, тот её регион, в котором под ярмом чужеземцев и впрямь живет немало русских - Даугавпилс). Из российских звезд на роль была приглашена одиозная Лия «прости нас, Украина, мы сбили Боинг» Ахеджакова. Даже первые просочившиеся в сеть фотографии со съемочной площадки показывали, что Лозница хочет представить нашу страну сборищем гротескных дегенератов, алконавтов и садистов, которые мучат несчастную героиню.
В Каннах не все зрители досмотрели идущую два с половиной часа картину до конца, многие покинули зал через полчаса после начала. И это совершенно закономерно - Лозница еще и режиссер невероятно утомительный. Не так давно он в качестве документалиста представил публике фильм «Аустерлиц», в котором не происходило вообще ничего - камера фиксировала передвижения туристов по нацистскому концлагерю Заксенхаузен, случайные фрагменты экскурсий, людей, пьющих воду или делающих селфи. Никакого смысла в этом не было - предполагалось, что наивный критик сам «выдумает» глубинное содержание этой халтуры.
Убожество содержания и кинематографических решений Лозница компенсирует, впрочем, активными русофобскими выступлениями в наших и западных СМИ. «Российские реалии - отсутствие закона, отсутствие личности и неуважение к человеку», - рассказывает он «Немецкой волне». «Майдану в Киеве удалось победить именно потому, что в Украине выросли живые люди, а в России - нет». И именно поэтому - алле, оп! - Крым должен быть возвращен Украине и русское «быдло» с этим легко согласится, нация рабов просто не осмелится протестовать.
Нужно обладать, конечно, просто дегенеративным сознанием, чтобы после 2014 года, когда народ Донбасса выстоял против Украины, всего мира, даже против настроений на «сдачу» в России, после потоков добровольцев и пожертвований ополченцам, говорить о русской покорности. Нужно обладать форменным бесстыдством, после того как хлопцев превратили в холопов одним росчерком пера, запретив «ВКонтакте», рассуждать об украинской свободе. Нужно совсем ничего не понимать в русском обществе, чтобы правда думать, что кто-то сможет «отдать» Украине Крым.
Лозница не очень умный человек, совершенно утративший контакт с реальностью, причем не только российской, но и европейской. Судя по тому, что он явно не рассчитал реакции в Каннах, может служить своеобразным символом самоизоляции и идиотизации постмайданной Украины, которая прямо на глазах становится никому не интересна даже в качестве носительницы русофобии.
Это, к сожалению, не значит, что спрос на русофобию упал. Просто Европу снова интересует более утонченное, культурно развитое, с эстетическими завитушками наше собственное русосамоедство. Настоящими рукоплесканиями, в противоположность фильму Лозницы, встречена была «Нелюбовь» Звягинцева.
Это режиссер совершенно из иного теста - несомненно, талантливый, хотя и невыносимо тягомотный, умный, с нигилистическим умом, Звягинцев выдумывает человекодрянь, в реальной жизни не встречающуюся в такой убойной концентрации никогда и нигде, и представляет эту человекодрянь как продукт всей тысячелетней русской жизни - климата, истории, религии, культуры, социальных отношений, государства. Но делает это, конечно, не безобразными аляповатыми мазками, как Лозница, а с большим художественным мастерством.
Именно такого типа русское самоедство, талантливое, а потому и чудовищно разрушительное, востребовано сейчас Европой, за многие столетия убедившейся, что никто не умеет разрушать Россию с таким искусством и страстью, как болезненно рефлексирующие русские люди. Носителям примитивного майданного сознания, впадающим в идиотизм своей самоизоляции, ничего подобное, конечно, не под силу.