Криптовалюта России: Пришло время startup
Централизованный крипторубль невозможен. К такому выводу пришёл глава Минфина и направил соответствующее письмо президенту. Между тем, эксперты уверены, если криптобум нельзя победить, его нужно возглавить. И здесь важно создать свою национальную криптовалюту, которая, в отличие от биткоина, будет контролироваться государством
Что такое биткоин и с чем его майнят? Этот вопрос в минувшем году заставил трепетать души цифровых гурманов по всему миру. Если в начале 2017-го самый раскрученный крипто-токен можно было приобрести всего за 49 тысяч рублей, то к концу года он взлетел в цене до миллиона с небольшим. Криптобум охватил планету, как золотая лихорадка в 19-м веке. Только вместо ломов и лопат - майнинговые фермы и асики (ASIC). На цифровых приисках началась активная добыча золота 21-го века.
Джон Дэвисон Рокфеллер:
Когда вы услышите, что об акциях начинает говорить чистильщик ботинок, знайте — пришло время продавать".
Такие понятия, как "майнинг" и "криптовалюта" появились в лексиконе каждого чистильщика ботинок. Запросы, связанные с виртуальной валютой, возглавили топ поисковых интересов Интернет-пользователей. Чаще всего посетители Яндекса спрашивали: [курс биткоина к рублю на сегодня график], [как майнить биткоин на своем компьютере пошаговая инструкция], [как собрать ферму для майнинга] и т.д. и т.п. Президент России Владимир Путин поручил правительству и ЦБ обеспечить внесение в законодательство изменений, направленных на регулирование криптовалютной отрасли, а также новых цифровых технологий:
Известно, что многие страны ищут подходы к тому, как регулировать обращение криптовалют, только начинают создавать необходимые законодательные условия, законодательную нормативную базу. Нам нужно, опираясь на международный опыт, выстроить такую регуляторную среду, которая позволит систематизировать отношения в этой сфере, защитить, безусловно, интересы граждан, бизнеса, государства, дать правовые гарантии для работы с инновационными финансовыми инструментами".
ЦБ и Минфин должны представить в Кремль консолидированную позицию по криптотехнологиям уже к 1 июля 2018 года. Однако пока ведомства охвачены противоречиями. Они возникли относительно возможности покупать что-либо за криптовалюту. Министерство Антона Силуанова выступает за то, чтобы разрешить обмен альткоинов на фиатные деньги. Эльвира Набиуллина категорически против этой идеи.
Россия создаст национальную криптовалюту. Фото: www.globallookpress.com
Между тем, в России активно развивается новый бизнес. Преимущественно в Москве один за другим появляются майнинг-отели и DATA-центры. Крипто-предприниматели уверяют, они бы и сами не прочь войти в правовое поле и ждут решения властей.
Мы бы хотели, чтобы мы вошли в правовое поле, чтобы в видах экономической деятельности появилась статья «майнинг» или что-то в этом роде, чтобы мы совершенно спокойно могли платить налоги и никого и ничего не бояться. Потому что сейчас сложно. Ну, вот как нам обналичить свои доходы с биткоина? Или как нам расплатиться биткоином за электричество или аренду помещения, если мы работаем официально? Сейчас вариантов нет", - жалуется генеральный директор майнинг-отеля Анатолий Зотов.
Как ответ на запрос аудитории в российском медиапространстве возник "крипторубль". Российский электронно-денежный актив распорядился выпустить глава российского государства.
Матвиенко vs Набиуллина: Кто кого
Позже министр связи и массовых коммуникаций страны Николай Никифоров заявил, что крипторубль будет иметь ряд радикальных отличий от других цифровых валют. В частности, его будет невозможно "майнить" - такие операции будут запрещены. Эмиссия будет проходить по закрытой модели с госрегулированием.
И вновь в правительстве возникли противоречия. Против крипторубля резко выступил российский Минфин. Глава ведомства Антон Силуанов в письме президенту Владимиру Путину написал следующее:
Создание национальной криптовалюты с единым эмиссионным центром невозможно из-за технических особенностей «эмиссии» криптовалют, основанных на технологии распределённых реестров".
России необходима национальная криптовалюта. Об этом заявил академик РАН Сергей Глазьев. По его словам, везде, где есть требования к целевому использованию денег, – будь то госрасходы, бюджетные инвестиции, работа банковских структур и корпораций, – криптовалюта может быть с успехом применена.
Криптовалюта хороша тем, что ее можно проследить – все деньги меченые. Они меня этим привлекают. Наши оппоненты говорят, нельзя эмитировать деньги, все разворуют. Как вы проследите их целевое использование? Здесь все деньги меченые. Можем ли мы это свойство криптовалюты, то, что она вся меченая, применить к обычным деньгам? Я думаю, можем. И информационщики знают, как это сделать. Если мы эмитируем деньги, предположим, для финансирования инвестиций для малого и среднего бизнеса или для инфраструктуры. Мы можем их так пометить, что они уже не попадут ни на валютный рынок, их он просто не примет, компьютер будет их отбрасывать. Их нельзя будет использовать на спекуляции. В какой-то момент эти деньги превратятся в зарплату, и тогда будет механизм конверсии крипто (защищенных) денег в обычные деньги. Во всех остальных функциях они одинаковы", - объясняет Сергей Глазьев.
Сейчас основные мировые криптовалюты сосредоточены в руках заокеанских денежных воротил. Биткоины, эфиры и риплы лишь овеяны флёром финансовой свободы, когда эмитировать валюту может каждый. На самом деле, за этим проектом стоят большие кошельки, которые могут контролировать крипто-потоки.
Криптовалюта подрывает национальный суверенитет. Если я соглашаюсь в здравом уме и твёрдой памяти с тем, что подрывает национальный суверенитет, это значит, что меня принуждает к этому кто-то, кто сильнее меня. Вероятно, это глобальный спекулятивный бизнес, который замучался из-за противоречий между долларом, как национальной валютой и глобальным средством расчётов. И поэтому он создал дополнение к доллару", - уверяет экономист Михаил Делягин.
С каждым новым токеном государственный суверенитет подрывается всё сильнее. Чиновникам по всему миру остаётся лишь разводить руками, наблюдая за тем, как у них под носом из страны выводятся колоссальные денежные ресурсы.
Адвокат Алексей Петропольский рассказывает, как работают эти схемы:
Что делают? Люди, кто раньше пользовался некими паспортами сделок, чтобы вывести свои валюты, в том числе и нелегальные за границу в ту же Европу или Америку – чтобы купить домик у реки, они пользовались целой кучей разных схем, которые были дорогостоящие и сложные в реализации. Это и решения Арбитражей, и вывоз через терминалы чёрного кэша. Сейчас всё упростилось. Можно просто взять мобильный телефон, найти мобильный обменник – их сейчас колоссальное количество, и сказать: ребят, у меня есть миллион долларов. Мне его нужно обменять в крипту".
Эксперты говорят, если явление нельзя победить, его нужно постараться возглавить. А для этого нужен тотальный запрет иностранных альткоинов и создание собственной национальной криптовалюты, неподконтрольной мировым финансовым мастодонтам. Разработки в этом направлении уже ведутся.