"Красивые доклады" на фронте: Правда дошла до Кремля. Сводки правили "под генералов". Верховный спас девочек
Злая правда о работе системы – тема, к сожалению, актуальная в любые, даже самые сложные времена. Она продолжает громко звучать и на фоне СВО. Тот же Telegram, есть подозрение, стал заложником лживых докладов. Как так вышло, что люди, отвечающие за важные вопросы в стране, живут в "мире розовых пони"? Отдельный вопрос, что всё это сильно на руку противнику. Эксперты говорят: "наработки" советского времени используются и сегодня.
Хаос после взятия населённых пунктов "в долг"
Стало известно о "хаосе" на одном из важнейших направлений СВО. Ситуация в Запорожской области, на юге, – весьма сложная. Враг пытается контратаковать.
На Запорожском фронте боком вышли "красивые доклады" о взятии сёл "в долг". Со стороны "освобождённых" населённых пунктов враг на бронетехнике контратаковал,
– передаёт ТГ-канал "Два майора".
Тема "красивых докладов" всплыла, и остро, минувшей осенью после отчёта об успехах армии на фронте в Генштабе. Коллаж Царьграда
Отмечается, что ВСУ "успели высадить и рассредоточить десант". Наши военные проводят атаки, "идёт уничтожение противника". Следующим постом авторы сообщили, что "обстановка на Запорожском направлении обостряется" из-за активности ВСУ: украинские формирования перешли в наступление на участке шириной около 20 километров.
Причиной тому опять стали ложные доклады на одном из участков,
– подчеркнули они.
Тема "красивых докладов" всплыла, и остро, минувшей осенью после отчёта об успехах армии на фронте в Генштабе. В интервью Царьграду экс-сотрудник Центрального аппарата Минобороны Михаил Петров (фамилия изменена) рассказал, что министр обороны Андрей Белоусов получает такие доклады, что готовились ранее, до его назначения. Отчёты заинтересованные лица готовят так, чтобы увеличить шанс сделать собственную карьеру и уменьшить вероятность понести ответственность за промахи. У них нет страха наказания?
Авторы "красивых докладов" не дураки и, если надо, умеют держать оборону. В армии существует субординация. Если начальник докладывает, что всё хорошо, подчинённый, каким бы он ни был хорошим человеком и грамотным специалистом, вряд ли её нарушит. Все должны шагать в ногу,
– объяснил наш собеседник.
О "красивых докладах" с новой силой заговорили и после замедления Telegram.
Некоторые чиновники не владеют реальной информацией о том, что происходит непосредственно в окопах со связью, а живут в "мире розовых пони". Коллаж Царьграда
Первый министр госбезопасности ДНР, доктор политических наук, политический обозреватель Царьграда Андрей Пинчук отметил, что ситуация с мессенджером показывает, как "принимающие решения в данном случае не владеют обстановкой и живут в условиях иллюзий и лживых докладов". Полковник уточнил, что чиновники, отвечающие за этот вопрос, не владеют реальной информацией о том, что происходит непосредственно в окопах со связью, а живут в "мире розовых пони".
Казалось бы, проблема в том, что в Telegram сидят мошенники и украинские вербовщики (кстати, примечательно, что в соседней братской Белоруссии все западные сервисы прекрасно работают и на криминогенной обстановке это никак не сказывается). Однако мессенджером пользуются поголовно в России, вплоть до бабушек и дедушек, поэтому блокировка ударит по многим жителям страны. Это, безусловно, выгодно противникам России – появился повод раскачать ситуацию внутри страны, указал на опасный момент известный экономист, депутат Госдумы, ведущий Царьграда Михаил Делягин.
Как приписки вошли в норму
Некоторые эксперты допускают сравнение СВО с Великой Отечественной войной. Хотя, как отметил Андрей Пинчук, Красная армия в том виде, в котором она начала войну, на каком-то этапе прекратила своё существование. И победу одержала уже не просто обновлённая армия, а новая Советская, с совершенно новыми военачальниками, системами вооружения, боевыми уставами и так далее.
В этом смысле наша нынешняя армия – это армия всё ещё начала Великой Отечественной войны. Мы, конечно же, ни в коем случае не должны допускать, чтобы она "перезагрузилась через ту катастрофу, которая произошла в 1941 году".
Эксперты напомнили, как во время Великой Отечественной доклады "лакировщиков" не давали осознать весь ужас фашистской угрозы: на разных этапах войны людям сообщали "не о реальных её коллизиях, а почти исключительно о неслыханном героизме советских людей и о чудовищных потерях фашистов". Сюжеты были в большинстве случаев однотипны: "Самолёт протаранил… боец забросал гранатами… немцы выскакивали из окон…". Противник представлялся в глупом и немощном виде, явно недооценивался. И это, безусловно, врагу только на руку.
Во время Великой Отечественной доклады "лакировщиков" не давали осознать весь ужас фашистской угрозы. Коллаж Царьграда
Подразделения Красной Армии вели строгую отчётность. Однако вышестоящее командование не всегда могло проверить истинность сообщений "низовых подразделений". Поэтому неудивительно, что у офицеров возникал соблазн преувеличить потери противника в том или ином бою.
Ветеран войны Б. Иванцов, служивший в артиллерии, рассказывал:
Как-то в боевом донесении я написал, что батарея уничтожила 10 человек, рассеяла до взвода. Вызывает начальник штаба полка: "Мало! Напиши – уничтожено до взвода, рассеяно до роты… Потом приписки вошли в норму.
В Ставке Верховного иногда возникали подозрения: по нарисованной картинке мы должны уже победить, а наши войска отступают.
Был случай, дошедший до Кремля. Более того, Сталин лично раскрыл обман, получив данные с Воронежского фронта о том, что в результате успешной контратаки наших войск захвачено 100 орудий противника. У Верховного главнокомандующего сразу возник вопрос: "Если есть снаряды, то можно из захваченных фронтом орудий сформировать чуть ли не 20 батарей. Так или нет?" После переговоров с разными "начальниками" выяснилось, что захвачено не 100, а всего 10 орудий, из них шесть разбитых и только четыре исправных. Был скандал.
В итоге ошибку хотели повесить на телеграфисток, "исказивших данные" при передаче. Но Верховный в итоге снял с должности начальника одного из управлений Генштаба, пояснив, что девочки с телеграфа тут ни при чём и их наказывать не надо. В то время как принимавшим донесение необходимо было проверить его подлинность, а этого сделано не было.
В Ставке Верховного иногда возникали подозрения: по нарисованной картинке мы должны уже победить, а наши войска отступают. Коллаж Царьграда
Наказали генералов особым способом
Любопытный нюанс, который ставился под сомнение. Речь о том, что Сталин лично вычитывал и редактировал все сводки Совинформбюро, которое рассказывало о важнейших событиях с фронта. Правду раскрыли многочисленные архивные документы.
Доктор исторических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Александр Давыдов подтвердил:
Сталин действительно лично правил эти тексты. В воспоминаниях описано, что маршалы Жуков и Василевский подолгу ожидали в приёмной, пока Верховный главнокомандующий закончит редактирование очередной сводки.
Он уточнил, что эксперты, работая с обнаруженными документами в архивном фонде, отыскали собственноручную правку Иосифа Виссарионовича текстов Совинформбюро. По многим показателям видно: цифры брались с потолка, но всё равно становились для советских газет и журналов истиной в последней инстанции. Данные о немецких потерях вождь чаще всего завышал, однако нередко и занижал.
Эксперты отыскали собственноручную правку Иосифа Виссарионовича текстов Совинформбюро. Коллаж Царьграда
Задумавшись, почему Сталин так произвольно и при этом бессистемно обращался с цифрами, эксперты пришли к выводу, что данные сводок выступали средством поощрения или порицания генералов. Если военачальник оказывался в фаворе – сводки сообщали о серьёзных потерях, нанесённых врагам его войсками; если он попадал в опалу – его лишали боевых достижений, передаёт "Лента.ру" со ссылкой на эксперта.
Кроме того, война для Верховного никак не могла быть поводом к отступлению от идеологем: сведения и известия альтернативной направленности, кроме слухов, до народа не доходили, поскольку одновременно с созданием Совинформбюро 24 июня 1941 года был опубликован указ о сдаче государству всех радиоприёмников. Историки полагают, что "наверху" знали об истинном положении на поле боя.
Руководителя, чьи познания в военном деле высоки, едва ли проведёшь "красивыми докладами". Неудивительно, например, что, по оценке всех военкоров, которые принимали участие во встречах с министром обороны Андреем Белоусовым, уровень познаний и осведомлённость главы Минобороны о происходящем на фронте – впечатляет.