"Котлы", "клещи" и сокрушительная "двоечка": Серия "праздничных" операций русской армии задала новый темп СВО
Украинское командование в очередной раз попыталось перехватить инициативу и произвести впечатление успешной наступательной операцией, и в очередной же раз потерпело неудачу. В свою очередь, русская армия за новогодние каникулы провела серию операций, о которых не говорят с высоких трибун, но которые предопределят развитие ситуации на линии фронта на ближайшие месяцы.
Пока самым интригующим остается вопрос: а что это было? В конце ушедшего года многие ожидали рождественского или новогоднего наступления ВСУ, признаков которого было более чем достаточно. Называлось несколько вариантов ударов по незаезженным направлениям — от вполне консервативного удара со стороны Глухова на Рыльск до авантюрного заскока на территорию России через белорусский Гомель.
Однако ничего этого украинское командование не изобразило. Встречного удара со стороны Запорожья, чего также опасались многие эксперты, тоже не произошло. Вместо этого главком ВСУ Александр Сырский организовал относительно небольшой наступ с целью углубить украинский плацдарм на Курщине. Чтобы понять оперативную нелепость этого мероприятия, нужно посмотреть на карту.
Красные стрелки — удары русской армии в декабре 2024 года, синяя — направление январского "наступа" ВСУ.
Если вспомнить, что основные усилия русской армии конца ноября и всего декабря были направлены против восточного фланга Курского выступа, а успехи достигались в полосе, вплотную прилегающей к границе с Сумской областью, нетрудно заметить, что наши были заняты подрезанием украинского выступа под основание. Ещё 10 декабря появлялась информация о переходе границы нашей ДРГ и приближении к посёлку Александрия, лежащему примерно в трёх километрах от подконтрольных нам территорий.
В целом видно, что ключевая опасность для ВСУ заключается в перспективе срезания их любимого плацдарма под корень. В этих условиях логично было бы предпринять усилия для расширения его основания и возвращения ранее утерянных позиций. Вместо этого Сырский нанёс удар из одной из "вершин" в направлении Большого Солдатского.
Попытка наступления была остановлена беспилотниками на оптоволокне, ударами авиации и артиллерии. Но даже если гипотетически допустить, что противник сумел бы взять хутор Бердин и посёлок Новосотницкий, если бы после этого украинское командование ввело в дело эшелон развития прорыва и смогло захватить Большое Солдатское, что дальше-то? От Большого Солдатского — что до Курска, что до Курчатова по 60 километров, и это притом, что глубина всего плацдарма, который сейчас с напряжением всех сил удерживают ВСУ, всего 24 км. Иными словами, с оперативной точки зрения украинское наступление даже в случае успешного продвижения ничем, кроме окружения и разгрома атакующей группировки, закончиться не могло.
Следовательно, либо Сырский пустил пробный шар, в качестве которого выступили батальон вчерашних зэков и десяток броневиков, либо же украинский главком просто "отбывал номер" — формально выполнил политически мотивированный приказ Офиса президента. Есть мнение, что Зеленский требовал провести наступление, приурочив его к ожидавшемуся прилёту в Киев спецпредставителя нового президента США по Украине и России Кита Келлога.
Келлог (человек из команды Трампа) действительно оказался бы в политической ловушке, если бы приехал как раз в тот момент, когда ВСУ активно умирали под курскими хуторами, и де-факто был бы вовлечён в происходящее, сам того не желая. Но очередной гениальный план не сработал. Келлог дома в США, а бусифицированные вэсэушники разбросаны, как новогоднее конфетти, по мёрзлой земле вокруг Бердина и Новосотницкого,
— рассуждает канал "Военная хроника".
Гипотеза вполне вероятная, тем более что за прошлые годы ВСУ неоднократно пытались проводить "потужные" наступления к саммитам НАТО или визитам западных политиков. Почему бы им и в этот раз не попытаться изобразить нечто аналогичное?
Русский ответ
К настоящему моменту наступ остановлен. Более того, русская армия не только не замерла в ожидании действий противника, но уже в разгар боёв за хутор Бердин развернула фланговое наступление в направлении Суджи с юго-востока. В первые дни 2025-го сообщалось о боях за населённые пункты Махновка и Дмитрюков, а в четверг, 9 января, пришло сообщение, что 11-я бригада ВДВ завязала бои за микрорайон Замостье, то есть приступила непосредственно к освобождению Суджи.
Северо-западнее города 155-я бригада практически полностью окружила Малую Локню, где оказались заперты до тысячи украинских военных. Одновременно стало известно о боях в сёлах Гуево и Бондаревка. Первое лежит на границе с Сумской областью, в 19 километрах от Суджи, второе примыкает к городу с северо-востока.
Направления ударов русской армии по украинскому плацдарму 9 января. Скриншот: lostarmour.info
Тут следует оговориться, что информация о продвижении в Суджу, бои за Гуево, Бондаревку и окружение Малой Локни на момент написания нашего материала были представлены текстовыми сообщениями и пока не получили объективных подтверждений. Достоверно сейчас известно только об освобождении села Погребки, на самом севере украинского плацдарма. Впрочем, это довольно обычная ситуация: сначала военкоры текстом сообщают об успехах, а потом приходят и подтверждающие кадры.
"Котлы" и "клещи"
Была у наших дедов поговорка, что "котлы и клещи — страшные для Фрица вещи". Нынешним "немцам" пора перенимать фобии своих идейных предшественников и кумиров.
Сразу две группировки ВСУ сегодня находятся в окружении. В Часове Яре, в районе дома отдыха завода "Огнеупор", где в лесном массиве на территории есть бункер — по разговорам, ведущий на сам завод. Тут плотное кольцо, и противнику выставлен ультиматум. И в районе н.п. Нескучное, южнее Великой Новосёловки, где под наш огневой контроль перешла дорога на Великую Новосёловку, а с другой ВСУ прижаты к реке Мокрые Ялы,
— сообщает канал Condotierro.
Офицер спецназа ДНР, соучредитель общественного движения "Южнорусское братство" Александр Матюшин в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что успехи у наших войск на Южном направлении действительно есть, но говорить об окружении врага пока преждевременно.
Наши войска действительно в ходе боёв в районе Большой Новосёлки вошли на окраины села Нескучное и, соответственно, трасса взята под огневой контроль, противник прижат к реке Мокрые Ялы. Но реку можно пересечь. В Донецке установилась тёплая погода, поэтому в полях сейчас распутица, по которой с трудом проходит боевая техника, но, я думаю, украинцы попытаются форсировать эту речку,
— пояснил наш собеседник.
Также Матюшин отметил успешное продвижение наших войск в Дзержинске (Торецке), где от украинских войск дочищают западные и северные районы, и подтвердил развитие наступления в Часове Яре, где противник попал в окружение.
Основную тяжесть боёв в центре Часова Яра сейчас принимают на себя добровольческое подразделение "Эспаньола " и бойцы 7-й разведывательно-штурмовой бригады "Святой Георгий", состоящей из добровольцев Союза добровольцев Донбасса, ветеранов, которые воюют за Россию с 2014 года,
— рассказал Матюшин.
Сокрушительная "двоечка"
Боксёры говорят, что противника зачастую нокаутирует пускай и не самый сильный, но неожиданный удар. Именно такой удар нашей армии удалось нанести на Покровском направлении. После взятия Курахова логично было ожидать, что группировка "Центр" продолжит давить в том же направлении, ведя бои на закрытие обширного мешка, образовавшегося западнее и немного южнее Курахова. Однако вместо этого часть сил была переброшена на 40 километров севернее и внезапно нанесла удар восточнее Мирнограда, взяв ещё первого января населённый пункт Воздвиженка.
Дело в том, что на этом направлении плотность войск относительно невелика; и мы, и противник испытываем дефицит личного состава, поэтому тот, кто владеет инициативой и может навязать неприятелю свою волю, получает не только морально-психологическое преимущество: он может бить по незащищённым участкам обороны врага, заставляя того предпринимать кровопролитные контратаки или же соглашаться с потерей территорий, а чаще всего — и то и другое.
Российские войска освободили Воздвиженку (Донецкое направление). Представляю кадры объективного контроля зачищенной территории. Это опять Пятая бригада, вчера захватившая промзону Курахова. Теперь её успех зафиксирован уже на новом участке направления,
— сообщал известный военкор Александр Сладков.
Переброска сил 5-й бригады, которая смогла нанести удар по участку фронта, где враг не ожидал нашего наступления
Взятие Воздвиженки привело к обрезанию стратегически важной трассы Покровск — Константиновка. По данным украинских мониторинговых ресурсов, наши штурмовки непосредственно оседлали дорогу, по данным наших ресурсов — взяли под огневой контроль. В любом случае, транспортная артерия перебита.
В целом это означает пролом рубежа обороны, который ВСУ строили перед трассой. Я ожидаю дальнейшее движение на Новую Полтавку и выход к истоку реки Полтавка: нам перед действиями против Мирнограда необходимо решить проблему украинского выступа севернее Очеретина, благо Дзержинск мы почти дочистили,
— поясняет значение этого успеха военный обозреватель Владислав Угольный.
Оперативный манёвр на 40 километров и удар по тому участку фронта, который противник не готов защищать, — это ещё не уровень операций времен Великой Отечественной, но уже безумно далеко от многомесячных боданий за трёхдворовое "бабкосело" образца 2023 года. Возможности русской армии по проведению манёвров и сокрушению противника выросли на порядок.
Второй оперативно-тактический "слон", который пока незаметен широкой публике, но растущий вес которого будет играть определяющую роль в течение всего 2025 года, это наш плацдарм на западном берегу реки Оскол. Тот самый, который ВСУ почти додавили, но в последний момент не сдюжили. Теперь же мы его расширяем тихой сапой.
Очередное расширение плацдарма в районе Двуречной... Такие новости отсюда стали уже обычными. Да, не каждый день, но пару раз в неделю приходят новости, что наши бойцы взяли под контроль в районе Двуречного (на плацдарме западнее Оскола) то одну, то другую позицию. На днях это был холм южнее н.п. Западное. Сегодня пришла новость, что мы постепенно занимаем всю территорию н.п. Двуречная южнее реки Нижняя Двуречная. Также, по моим данным, противника нет и на холме северо-восточнее н.п. западное. Но мы пока там не закрепились окончательно,
— сообщает военный обозреватель Юрий Подоляка.
Исключительная токсичность Двуреченского плацдарма для ВСУ становится понятна, если обратить внимание на конфигурацию дорожной сети на этом направлении. Дело в том, что штурмовать Купянск с восточного берега — задача в буквальном смысле суицидальная: мосты через Оскол и его притоки побиты нашей же авиацией, враг будет сидеть в жилой застройке и промзонах, накрывая артиллерией места переправ и уничтожая лодки и штурмовые группы дронами.
Поэтому лучше переправиться через реку на некотором расстоянии от города и затем вести наступление на него уже по западному берегу. Но проблема состоит в том, что для снабжения этой группировки нам нужно зайти на территорию Харьковской области в районе Ольховатки, затем повернуть на восток, освободить Хатнее, Григоровку, Колодезное — и только оттуда двигаться на Двуречное, откуда уже можно наступать на сам Купянск.
Иными словами, чтобы обеспечить снабжение наступающей группировки, нужно взять под контроль прямоугольник размерами 30 на 15 км. И даже при всём этом дорога, по которой будет идти снабжение, будет находиться под постоянным огневым воздействием врага.
Иными словами, чтобы обеспечить снабжение наступающей группировки, нужно взять под контроль прямоугольник размерами 30 на 15 км.
Плацдарм в Двуречной решает эту проблему радикальным образом. Основная дорога к селу идёт по уже освобождённой нами территории и после пересечения реки продолжается в сторону Купянска. Расширить плацдарм, навести переправы и выставить заслоны с севера и запада — несравнимо менее затратная по силам и времени задача, чем очищение северо-восточной части всей Харьковщины. Более того, развитие наступления на Купянск с Двуреченского плацдарма погружает весь северо-восток Харьковской области в оперативную тень. Успешное освобождение города создаёт предпосылки к тому, чтобы уже не русское командование думало, как бы нам очистить эти территории, а украинские генералы оказались перед вопросом, как им выводить крупную группировку из гигантской западни.
Предполагаемая конфигурация, которая может получиться, если нашему командованию удастся создать крупный плацдарм.
Предполагаемая конфигурация, которая может получиться, если нашему командованию удастся создать крупный плацдарм, запитать его с восточного берега Оскола и развернуть с него наступление на Купянск и далее в направлении Чугуева.
Понятно, что на реализацию этого сценария уйдёт большая часть наступившего года, но тут можно указать на прямую аналогию со взятием Очеретина — посёлка к северо-западу от Авдеевки, освобождение которого положило начало наступлению на Покровск. Так что можно сказать, что расширяя плацдарм и обеспечивая переправу через Оскол в этом месте, русская армия закладывает мощнейший фундамент под крайне неприятную для ВСУ череду событий на весь год.
В сухом остатке
Русская армия продолжает давить противника и там, где он сам пытается активничать, и там, где враг уже старается просто "стабилизировать ситуацию". О полном переломе говорить пока рано — Сырский сохранил большую часть накопленных резервов, — но в целом можно говорить о том, что в новом году мы увидим ещё больший размах наступательных операций, чем в 2024-м, а значит, украинский режим будет терять территории невиданными до сей поры темпами.