Космонавтика: После Гагарина второго шага не будет долго
Человечество не скоро совершит нечто похожее на полёт Гагарина, выйдя, например, в дальний космос или посетив дальние планеты. Тем выше его подвиг
Лестница в небо. Тайны русского космоса
Отдадим должное величию подвига Гагарина, впервые поднявшегося в Космос. Отдадим должное подвигу учёных и конструкторов, создавших гениальные для своего времени — и для нашего, коль скоро мы на тех ракетах и до сих пор летаем — изделия. Отдадим должное мужеству государственного руководства, которое целые не построенные города сжигало в топке освоения космических технологий. Наконец, отдадим должное народу, который отдавал ради этой мечты те самые города — свой труд, свои заработки, свой уровень жизни.
Отдадим им всем должное в день 57-й годовщины их величайшего торжества 12 апреля 1961 года.
И скажем: нет будущего у пилотируемой космонавтики.
Это больно и это грустно, но это, к сожалению, факт.
Юрий Гагарин. Фото: www.globallookpress.com
Орбитальная космонавтика
Давайте будем честными: космонавты на орбите не нужны. Так, если по гамбургскому счёту. Если уж сам Роскосмос признавал, что ему нечем занять русские экипажи МКС за те деньги, которых стоит их пребывание на станции, дальше говорить фактически не о чем. Тем более что Роскосмос прав.
Юрий Гагарин: Истинная гибель Героя
Ведь действительно каких-то революционных экспериментов, для которых необходимо было бы работать в космосе, не то что проводить, даже придумать не получается. Единственное из фундаментального, что сразу припоминается, — "плазменный кристалл" или "пылевая плазма". В общем, изучение вопроса о том, как ведут себя пылинки в ионизированном газе. Но это оказались исследования ради исследований: мол, получим и изучим плазменный кристалл — сможем исследовать свойства как сильно неидеальной плазмы, так и кристаллов. Тогда в будущем, быть может, сможем осаждать взвешенные в плазме частицы на подложку и создавать покрытия с особыми свойствами.
В общем, понятно, удовольствие и дороговатое, и чересчур экзотичное: строить нанопокрытия с заданными свойствами можно и менее экстремальными способами, нежели смешением пыли с плазмой на орбите. Недаром после 15 лет экспериментов проект закрыли, соответствующее оборудование утопили вместе с грузовым кораблём в океане.
Что осталось? Ничего существенного. Медико-биологические вопросы отработали начисто, аж до хруста: что происходит с организмом в невесомости, известно, как компенсировать негатив — тоже, с друзьями из Америки всеми технологиями длительного проживания на орбите поделились. Изучаются уже всякие мелкие частности. Например, что происходит в невесомости с глазами. Специалистам интересно, но не за такие же деньги!
Ещё что? Да то, что и автоматам под силу: анализ метеорологических явлений в атмосфере, поиск рыбы из космоса, ещё какая-то мелочь... Если бы не военный аспект, где глаза и ум человека хорошо дополняют то, что наблюдают автоматы, то и вовсе людям нечего было бы делать на орбите. Да и то, признаем, с военными наблюдениями на международной станции тоже особенно не развернёшься.
В общем, пока на орбите не начнут что-то долговременное и сложное строить (а для чего?) или не заведут отелей для туристов, нет там адекватной работы для людей.
МКС. Фото: www.globallookpress.com
Межпланетная космонавтика
С ней ещё яснее и прозрачнее.
Берегите красоту нашей планеты: Опубликовано неизвестное послание Гагарина жителям Земли
Первое — жёсткое космическое излучение. Пока человечество не научится защищаться от него вне щита из атмосферы и магнитных полей Земли, в межпланетном космосе место только для самоубийц. А проблема защиты до сих пор не решена, об этом не раз говорили и главный нынешний авторитет в космической биологии и медицине, экс-руководитель Института медико-биологических проблем РАН, академик Анатолий Григорьев, и директор Института космических исследований РАН Лев Зелёный, и другие учёные. Правда, оптимизм высказывается по этому поводу постоянно, но проблема остаётся. Если уж при полётах на обычных самолётах через Северный полюс, где сходятся линии магнитного поля Земли, рассчитывают долю тяжёлых протонов, которые получат пассажиры, то что говорить о полутора годах рейса к Марсу и обратно...
Но предположим, люди как-то научатся не портиться от облучения высокоэнергетическими частицами, а, наоборот, обращать их на пользу здоровью. Например, поменяют орбиту МКС на высокоэллиптическую и начнут новую серию медицинских экспериментов, которые и принесут такой результат.
Нет! Я сказал — предположим! Потому что пока наука такой вариант отрицает. А что делать человеку как в межпланетном космосе, так и на самих планетах?
В смысле — чего не сделали бы там автоматы?
Вот говорят о постоянной станции на Луне. А что на ней изучать? Геологию? Так самое главное уже изучили по образцам доставленного с нашего спутника грунта: возраст 4,6 млрд лет, значит, возникла она примерно вместе с Землёй и всей Солнечной системой. Минералогия — без изысков, в основном кремний. Поставить телескоп и изучать Вселенную? Так ведь это заблуждение, будто у Луны нет атмосферы. Немного, но взвешенная пыль вокруг неё клубится. И, соответственно, будет мешать точности наблюдений. А главное, что не нужно даже городить ради этого безумно дорогой огород с системами жизнеобеспечения человеческого персонала такой обсерватории — орбитальные телескопы ныне чудеса творят, а обещают стать ещё лучше.
А в остальном Луна и есть Луна. Можно для эксперимента прикупить телескопик в магазине и поизучать её. Дольше месяца мало кто выдерживает — всё знакомо и смотреть нечего.
Миссия выполнима: Путин анонсировал полет русских на Марс в 2019 году
Марс? О да, Марс! Но что там делать человеку, кроме как воткнуть туда древко со знаменем своей страны или поставить стелу с хвалебной надписью всему человечеству, потому как не потянуть пока такой проект одной стране? Всё, что нужно, автоматы уже узнали: состав атмосферы, почвы, общее планетарное строение. Жизни не нашли, что означает, что её или нет, или она есть в крайне микроскопических размерах и количествах. Природных богатств на Марсе тоже нет, а если и найдутся, то как их вывезти? Словом, ни для ума, ни для достатка эта планета тоже не подходит. А значит, автоматов для её неспешного изучения более чем достаточно.
Марс. Фото: www.globallookpress.com
Другие планеты не подходят по природным обстоятельствам. Венера — просто ад с огромными температурами и атмосферным давлением. Планеты-гиганты — тем более. Там, правда, атмосферные явления весьма занимательны, но практического значения для Земли и землян не имеют, да и опять же автоматами их изучать и надёжнее, и дешевле. Даже и с мечтой фантастов о "пути на Амальтею" или станции на Ганимеде придётся распрощаться — уж больно мощные радиационные пояса у Юпитера, сожгут пытливых исследователей в недели.
Меркурий жарковат и, опять же, не более интересен, чем Луна. Среди астероидов можно, наверное, найти что-то экстравагантное, но и тут автоматами проще и дешевле, да и летать к ним нужно внутри реакторов для АЭС, что Курчатовский институт разработал. Чтобы ласковое солнышко своими лучиками не внесло непоправимых изменений в здоровье.
Каков же вывод?
А вывод прост. От того, что мы сегодня всё вышесказанное понимаем, от того, что Вселенная от нас отгорожена либо враждебными природными условиями, либо враждебными экономическими обстоятельствами, подвиг Гагарина, подвиг русских конструкторов и русского народа становится ещё выше, ещё уникальнее. Они — мы — вышли во Вселенную первыми, и этот выход тем величественнее, что второго, сравнимого с ним, нет и долго ещё не будет. Высадка на Луне — это не достижение, это экскурсия. Затратная, но не получившая вообще никакого продолжения! В отличие от гагаринского полёта, открывшего эру Космоса для человечества.
Пусть даже близкого.
Ибо Гагарин сделал первый шаг, а второго не будет ещё долго...