Чемпионат Европы по футболу может омрачиться терактами
В ожидании возможных терактов на чемпионате Европы по футболу Франция продлевает чрезвычайное положение
На улице Берлина, где мы с коллегой стояли и курили возле его автомобиля, к нам подошли трое сотрудников Федерального ведомства уголовной полиции(BKA, немецкий аналог американского ФБР), вежливо попросили предъявить документы и дать осмотреть машину. Основание: "вы слишком молоды, чтобы иметь такой автомобиль". Удостоверившись, что машина действительно принадлежит моему спутнику и все документы в полном порядке, они попросили его открыть багажник и осмотрели салон с фонариком. Моей персоной служители порядка не заинтересовались вообще, хотя у меня, в отличие от коллеги, не было при себе никаких документов.
Я полагаю, что знаю, в чем причина такой разницы в отношении. Дело в том, что коллега мой черноволос, имеет чуть восточные черты лица и на момент нашей встречи был небрит. Иными словами, с точки зрения спецслужб, вполне мог бы быть террористом. То, что сотрудники скрывали истинную причину проверки, тоже объяснялось просто: выборочный характер проверки по этническому признаку нельзя афишировать.
После новогодней ночи в Кельне, после терактов в Париже и взрыва в брюссельском аэропорту облик Европы изменился. Это не глобальная смена парадигмы, не "наутро мы проснулись в другой стране" - но все же большой шаг от территории свободы и открытых границ к ощущению крепости, жители которой держат круговую оборону.
ФРАНЦИЯ
В прошлом году Франция приняла на себя главный террористический удар. В ноябре 2015 года страна пережила теракт с самым большим количеством жертв за всю свою историю. Тогда был предпринят ряд чрезвычайных мер, немецкие и французские спецслужбы начали более тесно сотрудничать. Теперь Германия дает советы западному соседу: по мнению немецких спецслужб, самой вероятной целью теракта может стать первая игра чемпионата Европы по футболу (Франция-Румыния), а также финал на стадионе "Стад де Франс".
Комментируя выбор цели, германские "спецы" ничего нового, в принципе, не сказали: целью теракта будет место максимального скопления людей, к которому вдобавок будет приковано внимание международных медиа. В зоне риска находятся также национальные футбольные команды, в особенности команды "стран-крестоносцев" - так сотрудники спецслужб обозначают исторически христианские страны Европы.
Кроме того, в начале июля в стране стартует знаменитый велопробег "Тур де Франс", поэтому французское правительство заблаговременно продлило "чрезвычайное положение" до конца июля.
Во время чрезвычайного положения префектуры и департаменты наделяются особыми правами. Они могут запретить свободное движение транспорта, создавать "запретные зоны" вокруг любых зданий и объектов, разгонять демонстрации и осуществлять домашние аресты без решения суда. Также чрезвычайное положение позволяет властям производить обыски без предварительной выписки ордера.
В последний раз état d'urgence по всей стране вводили 50 лет назад, во время войны в Алжире. Нынешнее ЧП действует во Франции с ноября прошлого года, и граждане, равно как и политики, кажется, привыкли к нему, как привыкли к увеличившемуся количеству полицейских и усиленным мерам безопасности в аэропортах.
ГЕРМАНИЯ И БЕЛЬГИЯ
Германии до сих пор удавалось избегать терактов, о чем местные спецслужбы заявляют не без гордости, тем самым приписывая этот результат своей эффективной работе. Однако Федеральное ведомство также редко балует жителей Германии новостями об обезвреженных террористах, что наводит на мысли, что дело тут в чем-то другом.
Ряд скептиков объясняют относительное спокойствие в Германии тем, что страна важна как стратегический перевалочный пункт для террористов на пути в Европу. Напомним, что ФРГ приняла более миллиона беженцев и один из подозреваемых в ноябрьских террористических атаках предположительно въехал в Европу через Мюнхен, по сирийскому паспорту. В стране есть огромная исламская диаспора, и, несмотря на попытки спецслужб контролировать ее, эффективность вызывает сомнения: следить за каждым из 4 миллионов мусульман просто невозможно.
В пользу этой версии говорит и то, как развивались события в Бельгии: теракт в брюссельском аэропорту случился после того, как спецслужбы начали "разматывать" цепь следов, ведущую в Париж из столицы ЕС. Брюссель, который, в силу местной специфики, долгое время являлся для антитеррористических служб "белым пятном", был нужен террористам - это была цена спокойствия. Очень может быть, что и Германия выгоднее террористическим организациям спокойной - до поры.
Это мнение не афишируется широко, однако среди местных жителей чувствуются тревожные настроения. После новогодней ночи в Кельне, когда заявление о сексуальных домогательствах со стороны приезжих подали более 1000 женщин, во многих городах Рурской области был отменен традиционный карнавал, а самый главный, что прошел в Бонне, отличала совсем не карнавальная атмосфера. Политика "поменьше нарываться", озвученная правящим бургомистром Кельна Генриеттой Рекер (она, напомню, советовала не провоцировать приезжих вызывающими нарядами и держаться от них на расстоянии вытянутой руки), стала негласной частью официальной политики.
В Дюссельдорфе местные жители в ответ создали добровольные "отряды самообороны", которые в дни массовых мероприятий до сих пор собираются и патрулируют улицы. Как объяснял один из организаторов движения, "патрули исключительно мирные и служат больше для того, чтобы продемонстрировать наше присутствие". Полиции на любых массовых мероприятиях ощутимо больше - присутствие демонстрируют и они.
КРУШЕНИЕ НАДЕЖД
Активность полиции и спецслужб на улицах, выборочные проверки и даже чрезвычайное положение - в целом хороший знак, показывающий, что общество осознает опасность. Будем искренне желать, чтобы все эти мероприятия принесли результат и чемпионат Европы по футболу прошел, не омраченный ни единым происшествием. Скорее всего, чрезвычайное положение во Франции, которое пока выглядит как "временно-постоянная мера", все же отменят.
Однако дополнительные проверки в аэропортах уже точно останутся частью жизни европейца на ближайшие десятилетия. Как останется и ощущение смутной угрозы, исходящее от любого массового мероприятия, недоверие к приезжим и просто людям восточной внешности на "подозрительно дорогих" автомобилях, знание того, что государство, случись что, может тебя и не защитить.
Евросоюз создавался как счастливое общежитие разных народов, сверхгосударство со сверхэкономикой и сверхбезопасностью. Глядя на сегодняшнее положение дел и на то, как то одна, то другая страна ЕС опускает шлагбаум, приходится признать: счастливого общежития не вышло. Европа больше не безопасное место.