Катасонов: Из России "убежало" более одного триллиона долларов
Пагубную политику российского Центробанка, резкое падение рынка недвижимости Петербурга, крах банка "Югра" заместитель главного редактора телеканала Царьград Юрий Пронько обсудил с экономистом Валентином Катасоновым
Пагубная политика российского Центробанка: "экономика открытых форточек" или "модель проходного двора"
За последние десять лет из России ушло более одного триллиона долларов. Эта цифра взялась в результате моих несложных исследований платежного баланса. Это документ, который готовится Банком России на годовой основе, на квартальной, на месячной. И, собственно, результат, который я получил, это сумма двух позиций платежного баланса. Одна позиция - сальдо международного движения капитала.
Практически за четверть века, может быть два или три года у нас было положительное сальдо. Нам все время говорят о том, что мы открываемся для привлечения иностранных инвестиций. А в результате получается, что через этот проходной двор, через форточки и двери только выносят, но ничего не заносят. На их птичьем языке это называется отрицательное сальдо движения капитала.
Другая позиция - это позиция сальдо инвестиционных доходов. То есть, понятно, что Россия экспортирует капитал. Там формируются какие-то активы, эти активы приносят какие-то доходы. Соответственно, иностранные инвесторы приходят в Россию, они тоже формируют какие-то активы, и эти активы тоже плодоносят, тоже приносят инвестиционные доходы. Инвестиционные доходы к уплате, как правило, превышают инвестиционные доходы к получению в среднем на 30-40, а иногда на 50 миллиардов долларов.
Между прочим, на эту позицию крайне редко обращают внимание. А она намного важнее даже, чем чистый отток капитала. Когда мы это просуммируем, понятно, что есть какие-то колебания по годам, в результате изменения мировой конъюнктуры, в среднем получается примерно 100 миллиардов в год.
Но я еще хотел бы обратить внимание на то, что платежный баланс фиксирует только те операции с капиталом, которые документируются и, соответственно, фиксируются таможней, Центральным банком, другими институтами.
У нас в "нулевые" годы были внесены поправки в федеральный закон о валютном контроле и валютном регулировании, которые фактически привели к полной валютной либерализации. Но тем не менее, есть достаточно большая группа инвесторов, которые предпочитают скромно оставаться в тени. Потому что ведь все равно надо платить налоги.
Потом, часть этих инвестиций формируется за счет средств, которые были украдены или добыты каким-то иным криминальным способом. Поэтому процветает контрабанда. Я не буду сейчас говорить о всех методах этой контрабанды. Иногда что-то удается даже через таможню пропустить. Например, манипулируем контрактными ценами. Либо завышая контрактные цены по импорту товаров, либо, наоборот… И перегоняя туда денежную массу. Соответственно, финансовый результат остается там. А это и есть экспорт капитала, в такой вот закамуфлированной форме.
То есть, сумма даже выше, нежели один триллион долларов. Более того, есть еще одна позиция, которая даже не всеми экспертами учитывается. Это реинвестиция доходов от тех активов, которые были сформированы. То есть, даже если бы прекратился любой поток через границу, то все равно бы эти активы - они бы возрастали, потому что имеет место реинвестирование доходов.
О резком ускорении чистого оттока капитала
ЦБ накануне сообщил о том, что вновь резко ускорился чистый отток капитала - если сравнивать показатели год к году, рост составил 70 процентов.
Это не новость. Но тут можно лишний раз подтвердить, чего стоят прогнозы или плановые показатели Эльвиры Набиуллиной. Думаю, что к концу года процесс ускорится, и показатель, который был озвучен Набиуллиной в начале года, удвоится или даже утроится. Сюда сейчас зашли и продолжают заходить спекулянты. Это очень короткие деньги, которые могут делать прибыль буквально за неделю.
Признание Силуанова: нынешняя экономика неэффективна
Там было второй раз сказано о том, что госкорпорации создают 70 процентов ВВП. Это немножко отличается от формулировки "контролируют 70 процентов экономики". Создают 70 процентов. Доля частного капитала в уставных капиталах тех или иных отраслей. достигает 80-90 процентов. Получается, что контролирует экономику частный капитал. А ВВП создает госсектор.
Господа, у вас с логикой все в порядке, или как? То есть, госсектор создает 70 процентов ВВП, а частный сектор контролирует 80 процентов уставного капитала.
Если не будет экономической основы государства, то и государства не будет. Так что ресь идет, на самом деле, об уничтожении России как государства. А не о приватизации.
Рынок недвижимости в Санкт-Петербурге повторяет судьбу Москвы
Вслед за московским рынком жилья рухнул и петербургский рынок. Беспрецедентный коллапс наблюдается в столице Сибири, полуторамиллионном Новосибирске. 30 месяцев подряд идет падение реально располагаемых доходов. А у этих чудаков экономика вышла из кризиса.
Мы уже обсуждали такую тему, как банковские дыры и банковская пропасть. Многие банки участвовали и еще продолжают участвовать в надувании этого "пузыря" недвижимости. Для некоторых банков это последний шанс сорвать куш. Есть какая-то негласная конкуренция между банками за рейтинг. Есть конкуренция за клиентов. Есть конкуренция за рефинансирование из Центрального банка. Чем больше активы, тем выше рейтинг, со всеми вытекающими. Но фактически эти активы переоценены.
Уже есть публикации, которые прямо говорят о том, что банки выдают необеспеченный кредит. Прежде всего, необеспеченный под недвижимость, под создание недвижимости.
Это может привести к катастрофе на банковском рынке. Финансовый кризис 2007-2009 годов в США тоже был игрой на ипотечном рынке.
Забалансовые тетради российского банковского сектора
Банк России готов поддержать проект о создании единого реестра вкладчиков. Однако в ЦБ не верят, что его реализация позволит уменьшить риски появления так называемых тетрадок.
По мнению самих профучастников финансового рынка России, крах "Югры" далеко не последнее потрясение для отечественного финансового рынка.
Я думаю, что "Югра" сейчас будет претендовать на рекорд по части банковской дыры. В АСВ денег таких нет. Там на предыдущие "дырки" как-то хватало еще денег. Причем, АСВ занималось "дырками", а не только гарантированием депозитов. Но сейчас, понятно, таких денег нет. Поэтому ни для кого не секрет, что АСВ живет за счет заемных денег, которые получает от Центрального банка. Один тонущий спасает другого тонущего. Скоро надо будет уже спасать и АСВ.
Набиуллина и ее команда абсолютно осознанно создает монополизацию финансового рынка, уничтожая конкуренцию. Одно дело, когда можно было бы с самого начала выстроить нормальную систему, которая опирается на несколько специализированных банков, как это было в Советском Союзе. А другое дело, заниматься прорежениями.
Когда идет такое прорежение, со скоростью примерно 100 банков в год, то, как говорится, лес рубят - щепки летят.
Читайте также:
Крах "Югры" - банкротство или санация
Российские банки понимают, что дальше - обрыв
Валентин Катасонов: К президентским выборам могут обвалить рубль