Какое вооружение Северная Корея может передать России, и чем ответит Москва?
Владимир Путин в ближайшее время готовится посетить Северную Корею и встретиться с её лидером Ким Чен Ыном. Есть надежда на то, что эта встреча только укрепит отношения между нашими государствами. О том, как сейчас живёт КНДР и в каких областях мы могли бы сотрудничать, обсудили с экспертом Кириллом Котковым в новом выпуске программы "Царьград. Главное". В частности, говорим о том, какое вооружение Северная Корея может передать России, и чем ответит Москва.
Президент России Владимир Путин намерен в ближайшее время посетить КНДР и Вьетнам. В прошлом году лидер Северной Кореи Ким Чен Ын посетил Дальний Восток и во время этого визита пригласил нашего президента в Пхеньян. И Владимир Путин приглашение принял.
В последнее время в отношениях России и КНДР наблюдается положительная динамика. Идёт широкомасштабное сотрудничество по многим темам, начиная от экономики и заканчивая военной составляющей. Есть надежда, что визит Путина в Пхеньян лишь укрепит эту тенденцию.
Что сейчас происходит в самой Северной Корее? Как будут выстраиваться отношения России и КНДР? Эти и другие вопросы ведущий "Первого русского" Никита Комаров обсудил с востоковедом, руководителем Центра изучения стран Дальнего Востока Кириллом Котковым в эфире программы "Царьград. Главное".
Как живёт Северная Корея?
Никита Комаров: Кирилл, на ваш взгляд, почему до сих пор сохраняется вот это шаблонное мнение по поводу Северной Кореи, которое было навязано Западом и различными либеральными деятелями? Они говорили, что это какая-то отсталая страна, не имеющая ни своих технологий, ни промышленности. Хотя по многим вещам, в том числе по "военке", мы видим, что там ситуация вовсе не такая, как её описывают. Как на самом деле?
Кирилл Котков: Северная Корея – это, действительно, одна из самых закрытых стран мира. И то, что там правит тоталитарный режим – это правда. Как и то, что практически всю свою историю Северная Корея находится в экономической блокаде и сильно зависит от Китая, особенно в продовольственном вопросе. При этом, в КНДР весьма развита промышленность, включая военно-промышленный комплекс и станкостроение.
Фото: Царьград
Кроме того, Северная Корея является ядерной и космической державой. Её экономика построена по принципу мобилизационной экономики, с опорой на собственные силы. Но там слабо развита инфраструктура. А так всё это правда, и соответствует действительности.
– Вы сказали о сильной зависимости от Китая. Есть мнение, что Пекин имеет большое политическое влияние на Пхеньян. И сейчас, когда идёт активное развитие отношений между Россией и КНДР, баланс может поменяться. И вектор Пхеньяна, геополитический, внешнеполитический, тоже может претерпеть существенные изменения. Вот, если смотреть с точки зрения КНДР, насколько они заинтересованы в развитии широкомасштабного сотрудничества с Россией? В том числе, в контексте того, чтобы уйти от односторонней зависимости от Китая.
– Безусловно, они в этом заинтересованы. Но не стоит забывать и о том, что Китай заинтересован в существовании Северной Кореи, как буферного государства, которое разделяет собственно Китай и Южную Корею. Которая, при всём к ней уважении, является страной с ограниченным суверенитетом, сильно зависимой от Соединённых Штатов. Поэтому сближение Северной Кореи с нашей страной не противоречит интересам Китая.
Фото: Kremlin Pool/globallookpress
О чём будут говорить Путин и Ким Чен Ын?
– А что касается основных сфер, которые я обозначил – экономики, "военки", гуманитарной, что бы вы выделили? Какая главная тема будет на переговорах между Путиным и Ким Чен Ыном?
– Безусловно, речь пойдёт об укреплении экономических связей между нашими государствами. России есть что предложить Северной Корее в плане экспорта в страну продовольствия.
Продовольственная безопасность – это серьёзная проблема для Северной Кореи. И дело не столько в том, что там недостаточно развито сельское хозяйство, сколько в географических особенностях страны.
Я напомню, Северная Корея – это преимущественно горная страна. Там всегда была проблема с пахотными землями. Потому что большую часть территории занимают горы. Попытки создать самодостаточное сельское хозяйство оказались неудачными.
Пхеньян — столица Северной Кореи. Фото: Zeng Tao/globallookpress
Результатом этого стал "трудный поход" – голод, который переживала страна на протяжении нескольких лет, в середине и второй половине 90-х годов. Но, повторюсь, это связано с природными, климатическими и географическими фактами.
Сейчас значительная часть продовольствия поступает из Китая. И здесь Северная Корея могла бы диверсифицировать эту линию. Россия готова ей в этом помочь. А, в свою очередь, Северная Корея была бы заинтересована к доступу, для осуществления космических запусков с космодрома Восточный. Безусловно, эта тема обсуждалась, когда Ким Чен Ын посещал нашу страну.
Кроме того, КНДР был бы интересен доступ к информации, к опыту военных действий на Украине. Северная Корея и её армия не участвовала в военных действиях с 1953 года. Но это не значит, что корейский генералитет не следит за тем, как развивается военное искусство в мире. Они внимательно за этим следят.
Фото: Kim Jae-Hwan/globallookpress
Также Северная Корея была бы заинтересована в предоставлении Россией возможности официально использовать северокорейскую рабочую силу. Поскольку с 2017 года, согласно решениям ООН, это было запрещено.
Что касается военной линии, то КНДР тоже есть что предложить. Напомню, у них есть своя линейка беспилотников. Сам Ким Чен Ын, кстати, является специалистом по военным системам. Он защищал диссертацию, по некоторым данным, в том числе, связанную с беспилотными военными системами.
Ракеты в обмен на туристов: Путин и Ким Чен Ын готовят самый убойный визит
Фото: Царьград
Санкции против КНДР
– Вы упомянули 2017 год, когда Россия и Китай не наложили вето на принятие Совбезом ООН санкций соответствующих против КНДР, и которые очень больно ударили по этой стране, по её экономике. Почему мы фактически поддержали эти санкции? Почему не проголосовали против? Каких-то явных объяснений этому нет. По крайней мере, у неспециалистов.
– Ну, как почему. На протяжении долгих лет Российская Федерация упорно пыталась войти в западный мир, на правах сырьевого придатка. А западный мир сказал: вы буржуинские, но, простите, вы не свои.
– Но это 2017 год, уже после Крыма. Я понимаю, если бы это был 2005 год или 2007-й. Тогда хоть как-то можно было объяснить. Есть версия, что Китай тогда хотел Пхеньян как-то проучить за ядерную программу и попросил нас тоже не накладывать вето на санкции.
– Китай, ещё раз говорю, заинтересован в том, чтобы Северная Корея сохраняла свою независимость. Поэтому разговоры о том, чтобы проучить её – это смешно.
Фото: Царьград
У Китая есть свои рычаги давления на Северную Корею, хотя бы по линии продовольствия. И здесь совсем не обязательно делать вето в организации, которая уже не настолько авторитетна, как была в 70-80-е годы.
– Хорошо. А что теперь с этими санкциями сделать? Я так понимаю, они бессрочные. Соответственно, США и их сателлиты никогда не проголосуют за отмену в Совбезе. Есть ли какие-то варианты?
– А зачем России вообще соблюдать эти санкции? Против страны, которая, по отношению к России, всегда была дружественной?
– Согласен. Спасибо большое!