Как Украина приняла эстафету у сомалийских пиратов
«Ответом на российские санкции» назвал генпрокурор Украины Юрий Луценко захват в Азовском море сухогруза «Комет», принадлежащего фирме из Нидерландов
Эпоха высоких технологий, казалось бы, должна была полностью изменить и преобразить облик такого исторического явления, как пиратство. Если раньше пиратами назывались морские разбойники, безнаказанно захватывающие и грабящие корабли, то в настоящее время на первый план вышло «пиратство» в информационной сфере, совершенствование законодательства по борьбе с которым вызывает серьезные дискуссии в обществе и среди экспертов в области права. Между тем эпоха морских налетчиков, как оказалось, совсем не канула в Лету, а лишь приобрела новые характерные признаки.
В начале XXI века в мире выделились несколько наиболее нестабильных с точки зрения нападений на гражданские суда регионов. Это Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии, отделяющий самый крупный индонезийский остров Суматру от Малайского полуострова и находящийся в зоне контроля сразу трех государств: Индонезии, Малайзии и Сингапура. Гвинейский залив в богатой нефтью Западной Африке. И, наконец, Восточная Африка, где после ожесточенной войны и распада единого Сомалийского государства местные племена из автономного и неподконтрольного Могадишо региона Пунтленд развязали настоящую охоту за проходящими через Аденский залив гражданскими судами разных стран, грабили их и захватывали заложников.
Как освобождали «Фаину» и «Московский университет»
Захват танкера «Механик Погодин»: Уроки «Норда» прошли бесследно
В это трудно поверить, но дерзкие нападения заимевших свой «москитный флот» в виде быстроходных и маневренных моторных лодок и до зубов вооруженных «мирных сомалийских рыбаков» на различные балкеры, сухогрузы и танкеры долгое время оставались в центре внимания всех мировых СМИ и становились предметом отдельного обсуждения на Совете безопасности ООН.
А обсуждать действительно было что. В одном из наиболее интенсивных районов международного гражданского судоходства развернулись настоящие морские бои.
Так, только за первые пять месяцев 2008 года сомалийскими пиратами было захвачено 26 судов из разных стран. Одним из наиболее громких и резонансных нападений стал захват сомалийскими пиратами украинского сухогруза «Фаина» с 21 членом экипажа на борту. Среди них было 17 граждан Украины, один латыш и трое граждан России. Произошло это 25 сентября 2008 года.
30 октября 2018 года. Семеро российских моряков с сейнера «Норд» вернулись в Крым в обмен на освобождение семи украинских моряков, ранее задержанных на полуострове за незаконный промысел. Фото: пресс-служба главы Республики Крым/ТАСС
Примечательно, что «Фаина» направлялась в Кению с крупной партией вооружения и военной техники, включая 30 танков Т-72 и реактивные системы залпового огня «Град», которые предназначались для сепаратистов из Южного Судана. После продолжавшихся долгих 134 дня переговоров о выкупе судна и его экипажа сомалийские корсары отпустили сухогруз, удовлетворившись «компенсацией» от украинской стороны в 3,2 миллиона долларов. При этом, к сожалению, домой смогли вернуться не все члены экипажа злополучной «Фаины». Ее капитан, петербуржец Владимир Колобков, скончался в самом начале пиратского плена от сердечного приступа.
Россия своих не бросает: Захваченные украинскими пиратами моряки «Норда» вернулись домой
Для пресечения нападений морских разбойников из Сомали, в соответствии с решением Совбеза ООН, в начале 2009 года была сформирована смешанная оперативная группа, куда вошли военные корабли десятков стран, занимавшиеся обеспечением безопасности мирного судоходства у неспокойных восточноафриканских берегов. Помимо стран НАТО и Евросоюза, развернувших наиболее активную деятельность в регионе, в антипиратских акциях также принимали участие корабли России, Индии, Китая, Южной Кореи, Японии и даже Украины, которая в 2013 году направила в Аденский залив свой единственный фрегат «Гетман Сагайдачный». Впрочем, к тому моменту международным силам в ходе проводимой операции «Океанский щит» удалось снизить активность морских разбойников из Пунтленда до минимума.
В качестве примеров одной из успешных антипиратских акций у берегов Сомали можно привести освобождение российского нефтеналивного танкера «Московский университет», захваченного сомалийскими морскими разбойниками 5 мая 2010 года в Аденском заливе.
Принадлежащее Новороссийскому морскому пароходству судно с нефтью следовало в Китай. На счастье экипажа «Московского университета», неподалеку находился участвовавший в операции против сомалийских пиратов большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников». 6 мая 2010 года российские военные моряки с «Маршала Шапошникова» освободили танкер, а нападавших нейтрализовали.
Несмотря на то, что к 2013 году сомалийское пиратство практически сошло на нет, опыт борьбы с ним пригодился. Правда, на этот раз пиратами стали европейцы из государства, задекларировавшего своей приоритетной целью интеграцию в состав ЕС и НАТО.
«Веселый Роджер» над Азовским морем
Быть ли войне за Азовское море: Мнения экспертов
Да-да, речь идет об Украине, которая подняла уроненное из рук темнокожих борцов за «незалежность» черное знамя с «Веселым Роджером» и гордо водрузила его рядом с жовто-блакитным флагом на свой «москитный флот» в Азовском море.
Одно из таких плавсредств, ранее принадлежавшее турецким браконьерам и носившее гордое, но смешное для русского уха название «Баба Хасан», было конфисковано в пользу госпогранслужбы Украины и «отличилось» 25 марта 2018 года, захватив без каких-либо правовых оснований в нейтральных водах Азова неподалеку от Обиточной косы российский рыболовецкий сейнер «Норд».
Отметим, что это беспрецедентный случай. Ведь в качестве пиратов выступили не никому неподконтрольные боевики, а официальные лица международно признанного государства.
Юрий Луценко. Фото: www.globallookpress.com
Так, 10 августа этого года вероломному захвату подверглось еще одно российское судно — танкер «Механик Погодин», которое по согласованию с украинскими властями зашло в Херсонский морской порт. А 1 ноября генпрокурор Украины Юрий Луценко сообщил на своей странице в Facebook о задержании еще одного якобы российского судна — сухогруза «Комет», которое будто бы доставляло продукцию Алчевского металлургического комбината (ЛНР) в Бельгию.
Примечательно, что захват сухогруза Луценко назвал «ответом на российские санкции». При этом само судно принадлежит фирме из Нидерландов, управляется компанией из Сингапура и следовало под флагом Либерии в бельгийский Антверпен с украинскими моряками на борту. Как отмечается, единственный гражданин России на «Комете» — второй помощник капитана.
Хотелось бы надеяться, что последний курьезный случай с задержанием явно «не того» судна каким-то чудесным образом откроет глаза «западным партнерам» на явно выходящие за рамки международного права и здравого смысла действия украинских властей, и они смогут охладить пыл новоявленных пиратов Азовского моря. Или в конечном итоге Россия вынуждена будет принять столь же жесткие меры, как и в отношении африканских собратьев корсаров из «незалежной», некогда покусившихся на «Московский университет».