Как самостийники в рясах раздувают мировой пожар
Инициативы украинских политиков создать независимую от Московского Патриархата "поместную церковь" могут привести только к расколу Вселенского Православия и религиозной войне на Украине
Профессор Владислав Петрушко: "Украина находится на грани религиозной войны"
"Верховная Рада поддержала обращение Порошенко о единой поместной церкви", "Посол США встретилась с главой Киевского патриархата", "Константинопольский Патриарх Варфоломей даст добро Украине на автокефалию до 28 июля" – подобными заголовками в последние дни пестрят многие русскоязычные СМИ, в том числе предельно далекие от религиозных вопросов. И это понятно: ведь если прежде проблема украинских расколов редко выходила за пределы религиозных дискуссий, и даже попытки боевиков из так называемого "Киевского патриархата" захватить главную древнерусскую святыню – Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру – оставались в формате криминальных сводок (традиционных для украинского "политикума"), то сегодня градус политизации вопроса зашкаливает.
И даже не политизации, а геополитизации. Очевидно, вопрос украинской автокефалии решается не в Москве и не на Фанаре (в стамбульском квартале, где находится резиденция Константинопольского Патриарха), и уж конечно, не в Киеве на Банковой (место нахождения Администрации президента Незалежной) или на Грушевского (здании Верховной рады), а далеко за океаном. И именно поэтому в ряду новостных заголовков самый главный – не с упоминанием украинских властей и их инициатив, но тот, где фигурирует посол США. Но обо всем по порядку.
От Петлюры к Бандере и от Бандеры к Евромайдану
Вопрос независимости Церкви на Украине не нов. И каждый раз он обострялся в те годы, когда от России пытались отторгнуть ее западные окраины. Еще в годы Гражданской войны столетней давности наряду с псевдогосударственным новообразованием "Украинская народная республика" появилась псевдоцерковная структура "Украинская автокефальная православная церковь". Самосвятская – никакой апостольской преемственности, подобно каноническим Церквам, она не имела. Но предельно "демократичная" – архиереев выбирали и "рукополагали" те, кто на то не имел никаких прав. Кроме, конечно, права сильного – самостийников в рясах тогда поддержали и большевики, и петлюровцы и прочие революционные персонажи, раздиравшие на части Российскую империю.
Следующим актом этой трагедии стала Вторая мировая война, ставшая для всего нашего народа Великой Отечественной, а для новоявленных петлюровцев – бандеровцев (как в рясах, так и без) возможностью кровавой самореализации. Разумеется, за счет простого народа, который зачастую еще не забыл свои русские корни. Именно в годы Второй мировой войны произошло второе рождение автокефалистского проекта, в Советском Союзе уже закрытого за ненадобностью (Русская Церковь, как известно, к концу 1930-х годов была практически уничтожена, и большевики уже не нуждались в услугах раскольников-обновленцев всех мастей, включая "жовто-блакитную"). Наряду с греко-католиками (униатами) украинские автокефалисты несут всю полноту ответственности за зверства бандеровцев и прочих украинских нацистских формирований.
Да, Красной армии и всему нашему народу в 1945 году удалось одолеть главное историческое зло – гитлеровский нацизм, но его побеги советским властям выкорчевать было не под силу. Коммунистическая идеология сделала все, чтобы полностью уничтожить русинское самосознание народа Галиции и практически свести на нет в Закарпатье. "Червоная" украинизация оказалась не менее эффективной, нежели украинизация "жовто-блакитная", а потому как только Советская империя дала трещину, в нее полились все те же петлюровско-бандеровские помои. Как из-за рубежа (в эмиграции действовали самостийники и автокефалисты самых разных толков, единых в одном – ненависти к Москве и своим корням – русской идентичности).
Фото: www.globallookpress.com
Лжепокаяние Лжефиларета
В начале 1990-х Украина оказалась практически полностью лишенной иммунитета к русофобскому национализму, а потому даже в ее Юго-Восточных областях не был дан решительный отпор необандеровщине. Последняя проявила себя в разных формах, но ее идеологический стержень был неизбежно связан с антицерковной идеей автокефалии. Вчерашние советские партократы и комсомольцы, быстро перекрасившиеся в украинских националистов, прекрасно понимали: сохранить власть можно только путем радикального противопоставления себя Москве.
Еще вчера практически не знавшие украинской "мовы" деятели из Днепропетровска и Донецка, становились авторами комических опусов в духе "Украина – не Россия" или даже самозвано объявляли себя "Киевскими патриархами". Самым успешным в последнем стал впоследствии анафематствованный в Русской Церкви бывший Киевский митрополит Филарет (Денисенко). Уроженец Донецкой области, он до пенсионного возраста и представить не мог, что станет лицом и символом религиозной бандеровщины.
В 1990 году после смерти Святейшего Патриарха Пимена бывший митрополит Филарет не смог избраться Московским Патриархом. Во многом это было связано с тем, что в Церкви активно ходили слухи об этом, с позволения сказать, архиерее не только как об "агенте КГБ", но и как о нарушителе монашеских обетов, живущем с "владычицей" (конечно, это несравнимо с обвинениями в гомосексуализме, но для монаха столь же недопустимо). В итоге, оскорбившись, именно он стал инициатором самого крупного украинского раскола – так называемого "Киевского патриархата". Того самого, чьи представители активно участвовали в Евромайдане, после победы которого (над народом Украины) вместе с боевиками различных экстремистских организаций уже захватили десятки православных храмов. Теперь же именно "Киевский патриархат" (наряду с другими раскольниками – маргинальной националистической УАПЦ) претендуют на рейдерское поглощение всей канонической Украинской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой, но неотъемлемой частью Церкви Русской – Московского Патриархата.
Филарет. Фото: www.globallookpress.com
КП + "КП" = религиозная война
Но достаточно ли только воли киевских властей – Порошенко и Верховной рады, а также маниакальных устремлений раскольников из "Киевского патриархата" и УАПЦ захватить каноническую Украинскую Православную Церковь, объявив ее "поместной", "автокефальной" и, что самое трагикомичное, "единой"? Конечно же, нет. Автокефалию может даровать только Церковь-мать (для Украинской Церкви это – Московский Патриархат) и только при согласии других Поместных Церквей. Но есть и альтернативное мнение – мнение Константинопольской Патриархии, преемницы древней Константинопольской Церкви, сегодня пребывающей в крайне плачевном положении, ютясь в тесном стамбульском квартале Фанар.
Именно Константинопольский Патриархат, чья самая крупная епархия (а соответственно, главный источник доходов) находится отнюдь не на территории бывшего Ромейского царства (Византии), а в Соединенных Штатах Америки, крайне ревниво относится к усилению в последние столетия Русской Православной Церкви. Именно Константинопольский Патриархат делает все, чтобы противостоять Патриархату Московскому во всех вопросах – от богословско-канонических до церковно-политических, экклесиологических. И именно Константинопольский Патриархат по-прежнему пытается навязывать свою волю других Православным Поместным Церквам (ярчайший пример – Критский собор 2016 года, который благодаря разуму и доброй воле ряда Церквей, включая Русскую так и не стал "Всеправославным").
И потому неслучайно именно к Константинопольскому Патриархату обратились с просьбой признать автокефалию украинских раскольнических псевдоцерковных новообразований русофобские власти Незалежной. И вот теперь встает вопрос: готов ли Предстоятель этой Церкви – Патриарх Варфоломей – взять на себя ответственность за происходящее на Украине? Судя по амбициям, вполне, ведь он давно уверен, что Украинская Церковь лишь временно была передана под управление Московского Патриархата, исторически же является именно его Церковью-дочерью. Но вместо того, чтобы, как заботливая мать, способствовать миру на Украине, подобной злой мачехе, Константинопольская Церковь в лице своего Первоиерарха вполне способна усугубить раскол, "вняв просьбам" Порошенко и Верховной рады.
К чему же может привести возможное издание "томоса" (указа) Константинопольского Патриарха об автокефалии Украинской Церкви (даст Бог, этого не случится, как не случилось в предшествующие десятилетия)? Очевидно, это полностью развяжет руки боевикам "Киевского патриархата" (и примкнувшей к нему УАПЦ) на всей территории, подвластной русофобским властям: от Ужгорода до Мариуполя. Захваты храмов, избиения и убийства не покорившихся верующих, безусловно, спровоцируют ответную реакцию. И это приведет к настоящей религиозной войне.
А параллельно с этим начнутся необратимые процессы в самом Вселенском Православии: Русская Церковь разорвет общение с Константинопольской (по сути, Стамбульской). Русскую, скорее всего, поддержат Сербская, Болгарская и Польская, Церковь Чешских Земель и Словакии, а также, возможно, ряд других Поместных Церквей. Какие-то Церкви попытаются отстраниться от происходящего, какие-то, возможно, поддержат Константинопольскую. И в это же время "наши западные партнеры", спровоцировавшие религиозную трагедию в угоду самой настоящей "цивилизации антихриста", будут, радостно потирая руки, загребать жар. Чем все это может закончиться, описано в Апокалипсисе.
Остается надеяться лишь на Промысл Божий о Своей Церкви, на то, что Господь еще не решил, что самые последние "времена и сроки" созданного Им мира уже настали. Но для этого нам ни в коем случае нельзя испытывать долготерпение Создателя. А то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке и на Украине – все сильнее напоминает о том, насколько легок и хрупок наш мир. Завершить же хотелось бы словами недавнего интервью ведущего специалиста по истории украинских религиозных расколов профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислава Петрушко:
Остается надеяться, что Патриарх Варфоломей, накануне недалекого, судя по его преклонному возрасту, ухода в вечность, отнесется к этому более ответственно и не станет жертвой давления со стороны заокеанских сил. Надежда исключительно на его добрую волю, разум и чувство ответственности за судьбы Мирового Православия".
П. Порошенко и Патриарх Варфоломей. Фото: www.globallookpress.com
Дай-то Бог. Нам же, русским православным христианам, также стоит усилить молитвы о наших братьях на Украине. Ну и конечно, верить, что воля Главы Государства Российского, озвученная им в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, также позволит удержать наш мир от окончательного падения в бездну.