Как "Роснефть" стала мировым мейджором за восемь лет
Мало кто сомневался в том, что полномочия Игоря Сечина на главном руководящем посту в "Роснефти" будут продлены. Но всё же интересно разобрать причины такого решения.
Игорь Сечин – главный исполнительный директор "Роснефти" до 2025 года. Так было решено на очередном собрании совета директоров крупнейшей российской компании. Таким образом, Игорь Иванович ещё на пять лет сохранил пост, который занимает с 2012 года.
Это значит, что работа Сечина устраивает как представителей российского правительства в совете директоров, так и их независимых коллег.
Чтобы понять, почему кредит доверия Сечину продлён, давайте посмотрим, чего добилась "Роснефть" за восемь прошедших лет.
Кризис за кризисом
Май 2012 года – золотое время для нефтяной отрасли. Мировая экономика восстановилась от ударов 2007-2008 годов, производство росло быстрыми темпами, а с ним и энергопотребление – стоимость барреля нефти эталонного сорта Brent перевалила за 110 долларов...
Но этот расцвет уже был обречён на крах.
Несмотря на нефтяной кризис, "Роснефть" остаётся надёжным партнёром. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Слишком высокие цены сделали рентабельной дорогую сланцевую добычу в США, Штаты ежедневно наращивали объём извлечённой нефти, отказывались вести переговоры по каким бы то ни было ограничениям – и, как следствие, обеспечили всему миру кризис перепроизводства, который к тому же наложился на обострение политических противоречий. В январе 2015-го нефть стоила уже 47 долларов, через год – 28 долларов. Проблему удалось решить лишь сокращением добычи в рамках сделки ОПЕК+, где Россия, представленная в первую очередь "Роснефтью", играла одну из ключевых ролей. Цены стабилизировались, новые максимумы доходили до 85 долларов за баррель.
К сожалению, США отказались сотрудничать с ОПЕК+, а продолжали бесконтрольно наращивать добычу. При таком раскладе второй кризис был делом времени, и это время наступило в конце 2018 года: цены упали до 49 долларов. Ещё раз пожертвовав частью своей добычи, ОПЕК+ восстановила рынок, и в США, вероятно, надеялись, что так будет продолжаться ещё долго.
И тут грянул третий кризис, из которого мы сейчас очень медленно и тяжело выходим. Мировой спад производства из-за карантинных ограничений плюс противоречия в ОПЕК+, искусно подогретые извне, привели к небывалым отрицательным значениям цен на нефть.
Таким образом, на последние восемь лет пришлись три серьёзнейших спада цен на нефть. Из первых двух "Роснефть", несмотря на все ограничения, вышла победителем.
Взгляд за горизонт
Главной особенностью "Роснефти", отличающей её от других нефтегазовых компаний России, является ориентация на долгосрочное планирование, на инвестиции с многолетним сроком возврата. Это резко противоречит классическому стилю девяностых-нулевых "выкачать всё, продать на Запад и скрыться на том же Западе".
Компания сильно вложилась в разведочные работы. Если в 2011 году доказанные запасы компании составляли 2 519 млн т, то сейчас уже 4 383 млн т: первое место в мире среди публичных нефтяных компаний. Конечно, сказались приобретения ТНК-BP и "Башнефти", но и новых открытий хватало. Годовая добыча, кстати, выросла практически в той же пропорции: со 122,5 млн до 230,2 млн т (а в 2004 году, когда "Роснефть" только обретала нынешние очертания, было 19,6 млн т). И это несмотря на активное, в чём-то даже жертвенное участие России в сделке ОПЕК+!
Гигантские деньги вложены в исследования. Научно-техническая и образовательная база "Роснефти" – мощнейшая среди российских корпораций (29 научно-исследовательских и проектных институтов, более 100 целевых инновационных проектов, тесное сотрудничество с Губкинским университетом), и колоссальные вложения в эту сферу уже начали давать эффект: благодаря постоянному совершенствованию технологий и тщательной подготовке кадров компания показывает самые низкие аудированные издержки на добычу нефти в отрасли.
Подешевели все
Тем не менее за последние восемь лет "Роснефть", несмотря на серьёзные приобретения, стала дешевле. Этот грустный факт нельзя отрицать. Но давайте посмотрим на цифры.
Стоимость нефти за это время снизилась на 67% – на две трети. Во время написания этой статьи Brent несколько подорожал, но оценить стабильность столь приятной тенденции можно будет минимум через полгода.
Как же пережили такое удешевление основного продукта крупнейшие мировые компании?
Компания Petrochina подешевела на 73%. Petrobras – на 63%. ENI – на 54%. Могучая BP, существенную часть активов которой составляет доля в "Роснефти", – на 38% (без наших акций было бы больше), супергиганты Shell и ExxonMobil – на 48% и 46% соответственно. "Национальное достояние России" – "Газпром" продемонстрировал относительно скромный спад на 39%.
"Роснефть" подешевела на 17% – подчеркнём, что в валютном, а не в рублёвом исчислении. Круче только Chevron, ухитрившийся потерять лишь 7%.
"Роснефть" – крупнейший налогоплательщик страны. Фото: rosneft.ru
А сотни компаний, главным образом американских (повторимся, сланцевая добыча – удовольствие дорогое), вообще исчезли за это время с лица земли, вернее, из её недр. Нынешняя же "Роснефть" – это 41% российской добычи нефти и 6% мировой. За последние 8-10 лет из значимого периферийного игрока компания стала мейджором и ключевым игроком нефтегазового рынка.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин напоминает, что, несмотря на антиконкурентные санкционные ограничения, "Роснефть" присутствует в 23 странах мира. Ни один мировой мейджор никогда не работал в столь неблагоприятных условиях, а наш лидер ухитряется при этом наращивать добычу.
"Роснефть" – это не только нефть, но и бензин, керосин, другие виды топлива, продолжает Мухин. Вертикально интегрированная компания занимается переработкой в России, Германии и Индии, причём везде имеет солидные доли рынка. Как результат – впечатляющие финансовые достижения: с 2011 года рублёвые цены на Urals выросли всего в 1,3 раза, а выручка – в 3,2 раза, до 8,7 трлн рублей. Это в три раза больше расходов Москвы и примерно равно суммарным расходам 55 (!!!) следующих за ней по объёмам бюджета регионов России. Неудивительно, что своими налогами "Роснефть" закрывает одну пятую федерального бюджета страны. Кроме того, компания, несмотря на острый кризис, ухитряется платить гигантские дивиденды – 354,1 млрд рублей по итогам 2019 года, рекорд для всех нефтяных компаний Росси за все времена.
Таким образом, позиция коммерческих инвесторов "Роснефти" вполне оправдана – и, к слову, на новостях о переназначении Сечина акции компании круто пошли вверх. Что касается главного акционера, государства, то мы видим, что "Роснефть" стала крупнейшим налогоплательщиком страны, она прямо или косвенно даёт работу нескольким миллионам сотрудников (включая, разумеется, компании-подрядчики) и, таким образом, выполняет важнейшие социальные функции. Что и требуется от государственной нефтяной компании.