Ювеналка на марше? Как бы не так. Что происходит в школах Белоруссии
В белорусском сегменте соцсетей распространяется ролик, в котором жизнерадостный блогер эмоционально делится впечатлениями от анкетирования школьников 5-11 классов. Тема опросника связана с выявлением случаев домашнего насилия в семье.
Автор видео демонстрирует зрителям плохо читаемые бланки и «цитирует» один из вопросов:
«Кто из членов ТВОЕЙ семьи чаще всего, по твоему мнению, чаще всего выступает насильником?» и далее следуют варианты ответов: мама, папа, старшие братья и сестры, младшие, дедушка, бабушка».
Варианты, что насильников семье нет, даже не предусмотрены, возмущается блогер.
«Великолепнейший тест, которому удалось легко и просто представить современную белорусскую семью, как рассадник и очаг насилия и педофилии»,
— восклицает спикер с озадаченным выражением лица.
Он утверждает, что к нему уже обратились родители, которые якобы возмущены анкетированием и тем, что говорят их дети — мол, они начинают шантажировать мам и пап обращениями «куда надо», если их будут заставлять делать уроки, складывать свои вещи и проч.
Разумеется, в ролике практика анкетирования трактуется как очевидное и беспримесное зло, которое приводит к дискредитации родителей, институту семьи и искажению психики детей.
Пост снабжен злобными эмоджи и комментарием: «Ювеналка на марше? Это просто жесть, товарищи!».
А так ли все это на самом деле?
Манипуляции с реальностью
Представленный блогером опросник является приложением к инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию. Этот документ был разработан психологами Министерств здравоохранения и образования Белоруссии и направлен на апробацию в образовательные учреждения республики.
Если посмотреть на приведенный блогером девятый вопрос анкеты, то увидим, что в оригинале его формулировка отличается от вольной интерпретации. Буквально на одно слово, но картина сразу играет другими красками.
«Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, выступает насильником»?
То есть, когда из вопроса исчезает подставленное слово «твоей», он становится обезличенным и абстрактным. О том, что речь идет о семьях вообще, свидетельствуют и другие вопросы.
Настороженное отношение общества к ювенальной юстиции и элементам ее практики, укоренившимся на Западе, в целом понятно и обосновано. Вместе с тем подмена понятий и намеренное искажение первоначального смысла вопросов, указывает на явную манипуляцию и желание «словить хайп» здесь и сейчас.
Мнения мам
Большинство опрошенных нами родителей отреагировали на сам факт анкетирования спокойно, а вот позиция автора ролика, убедительной им не показалась:
«Анкета как анкета. Ничем не отличается от многих других, которые проводят в школе постоянно. А в чем проблема? Школа выполняет свои непосредственные функции – обучает детей, в том числе и юридической грамотности. Дети в этом возрасте уже должны понимать, что любая форма насилия неприемлема. Объяснить нюансы – это уже задача родителей», — поделились с корреспондентом «Царьград. Беларусь» мама школьника из Минска Кристина С.
«Проблема насилия – в семье, на улице, в школе, обществе в отдельных ее проявления была есть и будет. Задача соцпедов и школы выявлять проблемы (при ее наличии) на стадии формирования, а не по факту. По-моему, тест направлен именно на это», — считает мама другого ребенка столичной школы Светлана П.
«Нормальные вопросы. По-моему, автор ролика сам похож на агрессора, при чем даже внешне. Зачем из мухи делать слона – мне непонятно. Автор сознательно ужесточает формулировки и ищет черную кошку в темной комнате»,
— уверена наша третья собеседница Алена П.
Польза или вред?
В январе 2023 года в Гомельской области в суд ушло резонансное уголовное дело в отношении парня-подростка, который систематически насиловал свою малолетнюю сестру. Информация о насилии ребенка вскрылась после похожего психологического тестирования в школе, а дальше —руководство образовательного учреждения сообщило об этом правоохранителям.
Следственные действия проводили в максимально щадящих для девочки условиях и вина подростка была доказана. При этом по ходу дело выяснился еще один чудовищный факт — сам парень в детском возрасте также подвергся насилию со стороны взрослого мужчины, что оказало на его психику и поведение разрушительное влияние.
Возможно, как минимум одного преступления в этой цепочке можно было избежать, если бы первая жертва смогла рассказать об этом неравнодушным людям.
«Все это дурь, взятая прежде всего с Запада...»
К ювенальной юстиции в Белоруссии прохладное отношение идет с самого верха. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 2018 году президент республики в пух и прах разнес законопроект МВД «О противодействии домашнему насилию». Жесткой критике документ подвергли религиозные деятели, а также просемейные общественный организации страны, которые собрали тысячи подписей против его рассмотрения.
Если вкратце — проект предполагал создание отдельного органа по фактическому контролю за семьей; введение принудительных меры воздействия на членов семьи, которые стали бы возможны вне рамок уголовного или административного процессов; установление обязанности граждан сообщать в компетентные органы о любом факте жестокого обращения с ребенком вне зависимости от угрозы его жизни, здоровью и развитию.
«Все это дурь, взятая прежде всего с Запада. Вы можете не переживать, и народ пусть не волнуется - мы будем исходить исключительно из собственных интересов, наших белорусских, славянских традиций и нашего жизненного опыта»,
- заявил тогда Лукашенко.
Несмотря на то, что в Белоруссии термин «ювенальная юстиция» официально так и не был закреплен, фактически законодательство содержит меры по защите несовершеннолетних. Определяющим же принципом ювенальной политики является тезис «Ребенку лучше в семье».
Что с того?
Такое положение дел никак не умаляет базовую задачу государства — сделать все возможное для защиты права ребенка на безопасность и оградить его от насилия, в том числе в семье. Но для начала, как минимум, проблему надо выявить. Обезличенное же анкетирование в данном случае — просто инструмент.
Что до «хайповых» роликов, вряд ли их появление в соцсетях случайно, поскольку «школьно-семейная тема» априори является «благодатной» почвой для очередного раскачивания общественных настроений.