Юрий Пронько: Ради низкой инфляции правительство и ЦБ "заморозят" экономику России
Центробанк проводит в Россию политику "выжженной пустыни"
Ближайшие три года для отечественной экономики станут годами тотального снижения объемов промышленного производства, спада деловой активности и падения реальных доходов граждан страны.
Ради эфемерного таргета низкой инфляции правительство и ЦБ готовы положить на заклание дальнейшее развитие страны и благосостояние каждого из нас. Правительство уже одобрило проект федерального бюджета на предстоящую "тощую" трехлетку. Из документа следует, что восстановление экономического роста чиновники не признают главной целью своей политики. Кабмин "рогом уперся" в снижение бюджетного дефицита ниже 3 процентов ВВП, а Центробанк занял бескомпромиссную позицию - доведение инфляции до 4 процентов в год.
Даже первокурснику экономического или финансового университета ясно, что эти цели объективно ведут к заморозке всей экономической активности в стране.
Что нас ждет? Близкий к нулю рост экономики и падение реальных доходов населения, зато инфляция будет снижена до нового исторического минимума. Не слишком ли высокую цену предлагают нам заплатить горе-монетаристы?
Кто забыл, напомню: в нулевые экономика России ежегодно росла на 6-8 процентов, рост инвестиций достигал 10 процентов (в отдельные годы 20 процентов), доходы населения росли на 10-15 процентов в год.
Теперь у правительства и Банка России иной взгляд на экономическую политику: инфляцию надо во что бы то ни стало затормозить. Пусть даже ценой тотальной зачистки любой деловой активности, падения производства и снижения доходов населения. Именно эта цель отображена в проекте федерального бюджета на 2017-2019 годы.
О том, какой страну ждет рост ВВП и доходов населения в условиях "максимального сдерживания инфляции", можно судить по обновленному прогнозу Минэкономразвития. В 2017-м экономика РФ вырастет на 0,2 процента, в 2018-м - на 0,9 процента, в 2019-м - на 1,2 процента. После двухлетнего спада доходы населения вырастут в 2017-м на 0,2 процента, в 2018-м - на 0,3 процента, в 2019 году - на 0,6 процента. И это еще не самый критический вариант. Есть и более мрачные прогнозы от ведомства министра-поэта. "Столь сильное подавление инфляции возможно за счет дальнейшего падения потребительского спроса, что приведет к дальнейшему снижению ВВП", - заявляют в Минэкономразвитии.
Расходы бюджета составят чуть более 16 триллионов рублей в 2017 году, дефицит - около 3,2 процента ВВП, 2,2 процента ВВП - в 2018-м и 1,2 процента ВВП - в 2019-м.
Можно было бы согласиться с доводами правительства и ЦБ по их жесткой позиции в части инфляционного таргетирования - хорошо же, когда цены не растут стремительными темпами, но… Если бы данный факт был достигнут за счет роста объемов промышленного производства, открытия новых предприятий, активизации рынка услуг, высокой конкуренции, стабильного курса национальной валюты, когда рубль не скачет вслед за глобальными ценами на углеводороды. Тогда действительно можно было бы радоваться низкой инфляции.
А что же по факту? Цены не растут семимильными шагами, потому что экономика полностью заморожена, производство стагнирует, кредиты выдаются по запредельным ставкам (ЦБ уже заявил, что ключевую ставку изменит не раньше первого-второго кварталов 2017 года!), реальные доходы снижаются, а потребительский спрос рухнул "ниже плинтуса".
Эту ситуацию в правительстве и ЦБ называют "новой стабильностью". Я бы данную политику назвал политикой "выжженной пустыни". Действительно, в цифрах Росстата можно добиться макроэкономической стабилизации, но кто ею воспользуется? Кто выживет в этой ситуации тотальной "заморозки"?
"Стабилизацию" экономики ради снижения инфляции мы уже сейчас видим: в октябре уровень инфляции 6,4 процента против 15,6 процента в 2015 году, но при этом социальные выплаты сокращаются, зарплаты не индексируются, а программы поддержки спроса напрочь отсутствуют.
Правительство и Банк России пошли по наиболее легкому пути - затормозить инфляцию проще, чем найти новые драйверы роста. Проще будет Силуанову, Улюкаеву и Набиуллиной рапортовать об успехах, о "новой стабильности" - только это мнимая стабильность! Когда страна за одно полугодие только в малом и среднем бизнесе теряет более одного миллиона трехсот тысяч рабочих мест, о каком успехе можно говорить?!
Низкая инфляция - хороший макроэкономический индикатор, но когда ради достижения этой цели "замораживается" вся экономика (деловая активность, рост доходов населения и т. д.), непонятно, ради чего и ради кого данная мера применяется? Какой будет жизнь при инфляции в 4 процента? Кто из русского бизнеса дотянет до столь радужных горизонтов?