"Эрдоган, не обостряй!": Почему мечеть в Святой Софии может привести к войне – отец Андрей Ткачёв
Святая София Константинопольская в ближайшее время может вновь превратиться в мечеть. Дело за малым: волей президента Турции Эрдогана. Встревожены многие: в том числе Святейший Патриарх Кирилл, выступивший с официальным заявлением по этому поводу. Известный православный пастырь и проповедник, ведущий авторской программы "Святая правда" на телеканале Царьград протоиерей Андрей Ткачёв объясняет, почему подобные действия турецких властей могут привести к серьёзным потрясениям вплоть до войны.
В VI веке в новой столице Империи ромеев, в Константинополе стараниями царя Юстиниана была воздвигнута церковь Святой Софии Премудрости Божией. Даже по нынешним меркам в рекордно сжатые сроки. При этом после укладки каждого 12-го кирпича каменщики останавливались и читали краткую молитву, например, "Отче наш". А на каждом кирпиче при обжиге делали оттиск стиха из Псалтири соответствующего содержания, касающегося Дома Божия.
Этот храм родил православное богослужение в том виде, в котором оно сегодня существует. Чинопоследования Таинств, обрядов и прочее. А в 1453-м году войска султана Мехмеда Завоевателя вошли в Константинополь. И муэдзин запел впервые над Софией Константинопольской, и совершили мусульмане там свою первую молитву. И с тех пор храм прекратил свое существование как самая главная церковь православного Востока. А в 1934 году Ататюрк, будучи антиисламистом по своей природе, и не любившим всё, что связано с мусульманской историей его страны, взял курс на модернизацию и европейскую светскость. И превратил бывший храм и бывшую мечеть Святой Софии в музей, каким он остаётся до сегодняшнего дня.
И вот, в наше время, в эти самые дни, турецкие руководители и лично президент Эрдоган рассматривают возможность возвращения Святой Софии статуса мечети. По этому поводу особенно беспокоятся греки: даже возникла возможность военного противостояния между Грецией и Турцией. Потому что греки давно ждут исторически предсказанного времени, когда мечеть Святой Софии будет опять храмом, и там снова будет совершаться Литургия.
По этому поводу высказался и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, предстоятель нашей святой Русской Церкви. В общих чертах его заявление имеет следующий смысл. Во-первых, он напоминает, что ещё в X веке побывавшие в храме Святой Софии купцы и посланники киевского великого князя Владимира были поражены благолепием этого храма и его богослужений, сказав, что в этот момент "не знали, где мы, на небе или на земле". И именно этот фактор склонил чашу весов в сторону принятия Русью православной веры. К слову, в то время католический Запад и православный Восток ещё не были разделены формально и юридически, это была одна единая Вселенская Церковь. Но обряд мы приняли с Востока, благодаря красоте именно Софийского богослужения. И Патриарх Кирилл об этом напоминает.
Также Патриарх Кирилл говорит и о том, что благодаря этому перелому в жизни русского народа мы вступили в новый цивилизационный этап в своей истории, в христианскую цивилизацию, в которой находимся до сегодняшнего дня. И большинство граждан нашей страны принадлежат по крещению и по вере к Православной Церкви. А потому всё, что относится к Константинополю, нас тревожит. Хотя наши отношения с Константинопольским патриархатом как были, так и остаются непростыми.
Мы всегда воспринимали всякое насилие над Престолом Второго Рима как личную обиду, с возмущением и негодованием. Хотя бывали времена, когда патриархи Константинопольские признавали советских раскольников-обновленцев и не признавали Патриарха Тихона. Бывали разные случаи, но в целом город Святой Софии, Афон и Иерусалим – это три "точки силы" в сознании русского человека. В Константинополь стремились русские паломники, приезжали туда перед тем, как поехать на Афон или далее на Восток.
И вот сегодня наш Святейший Патриарх подчёркивает, что нейтральный статус этого всемирно исторически значимого храма отвечает нынешнему раскладу сил, способствует примирению и сглаживанию острых углов и противоречий между странами и народами. А перевод его в конфессиональную принадлежность одной из религий, в частности, в статус мечети обостряет и без того довольно острую международную ситуацию.
Мечетей в Стамбуле хватает. В принципе, исламское богословие не привязано к храму. Храм как таковой, в общем-то, им не очень-то и нужен. Это уже влияние христианского Востока на мусульман заставило их строить культовые здания и располагать в них места для молитвы. А изначально ислам предполагает молитву на открытом воздухе, там, где тебя застало положение Солнца: пять молитв в день. Они смотрят по солнцу, ориентируются и молятся Богу, как их научили.
Православный паломник, православный турист, находящийся в бывшем Константинополе, нынешнем Стамбуле, может без труда зайти в Святую Софию, заплатив за вход и походить, помолиться в тайне сердца, послушать экскурсовода. А если там будет мечеть – всё будет гораздо сложнее, всё будет проблематичней и серьёзней. А потому Святейший призывает турецкое руководство не обострять отношения с Россией, Грецией и другими окружающими православными странами, а для этого сохранить нынешний нейтральный статус этого святого храма в этом бывшем Святом городе.
Кто был в Святой Софии – тот знает, о чём речь идёт. Этот храм – самый вместительный храм Православного мира, самый долговечный из ныне стоящих, самый благолепный. И можно только догадываться о той благодати, которая наполняла сердца верующих, когда он действовал как настоящая святыня. Будьте Богом хранимы, и да хранит Господь и наши святыни, и всех нас.