Эксперты: Реновация повысит уровень преступности в Москве
В рамках авторской программы Олеси Лосевой "Хроники Царьграда" гости студии обсудили один из доводов, которым столичная мэрия обосновывает необходимость реновации, — снижение криминогенной ситуации. В ходе дискуссии выяснилось, что с этим аргументом согласен только один эксперт из четырёх
Самое интересное, что, обосновывая свой "криминогенный" довод, мэрия Москвы, по словам ведущей "Хроник Царьграда" Олеси Лосевой, следует приблизительно следующей логике: подлежащие реновации "хрущёвки" всегда считались дешёвым жильем, поэтому именно в таких пятиэтажках наблюдается повышенная концентрация "людей с низким социальным статусом". Именно последняя формулировка вызвала ожесточённый спор у приглашённых в эфир экспертов.
— Вот может мне мэрия либо кто-то из здесь присутствующих объяснить, что же это такое — пресловутый низкий социальный статус? — поинтересовался глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин.
— Ну, мы с вами — это высокий социальный статус, а слесарь второго разряда — видимо, низкий, — сыронизировал председатель Комитета ТПП России по предпринимательству Андрей Широков.
Выступавший в ходе передачи за утверждённый Госдумой проект реновации депутат нижней палаты парламента, создатель и бессменный лидер небезызвестного НОД Евгений Фёдоров в ответ попытался защитить термин, используемый городскими чиновниками:
— Не слесарь. Это к профессиям не привязано. Это привязано к поведенческим мотивам человека. То есть, если человек своим поведением демонстрирует низкий социальный статус...
— Подождите, а если миллиардер напьётся и морду своей горничной набьёт при всех, у него какой статус? — задал Пашкин каверзный вопрос Фёдорову, даже не дождавшись того, как тот развернёт свой тезис.
— У нас в самолётах с кем обычно скандалы-то? — поддержал предыдущего выступавшего Широков. — Кто не слушает стюардесс? Из-за кого самолеты сажают? Вы вообще о чём? Людей делите по каким-то кастам? Между прочим, слесарь в самолёте сидит и летит как надо!
— Во-первых, уважаемые коллеги, я рад хотя бы, что вы признаёте: переезд в новый дом повышает социальный статус человека, это уже большое признание, — попытался парировать обвинения Фёдоров.
— Социальный статус человека повышают доход и образование, — возразил Широков. — Среда обитания здесь будет вторична. Он таким же бедным, как и был, может переехать в новое жилье.
— Вопрос: у Диогена какой был социальный статус, и в чём он жил? — поддержал очередным каверзным вопросом мнение предыдущего выступавшего Пашкин.
— Да, он вообще в бочке жил! — согласился с таким доводом Широков.
Таким образом, ход дискуссии в студии "Царьграда" показывал, что обсуждаемый довод московских реноваторов, мягко говоря, не сильно объективен, что и было доказано экспертами в ходе дальнейшего эфира.
Рассмотрим доводы участников "Хроник Царьграда" тезисно, причём от первого лица.
Депутат Госдумы Евгений Фёдоров:
Вспомните российскую классику, например, Хитровку Пикуля, как он описывал трущобы Российской империи, и высокий уровень криминогенной обстановки там — в целых районах, а не в отдельных домах. Понятно, что "хрущёвки" не такие. Но уже через десять лет они такими станут. В этом плане замена на нормальное жильё повышает не только социальный, но и культурный статус жителей. Они живут в хорошем окружении, в новых районах с хорошей инфраструктурой, что снижает наряду с другими факторами уровень криминогенной обстановки. Это достаточно очевидно даже по классике.
Е. Фёдоров. Фото: Телеканал "Царьград"
Новая инфраструктура подтягивает другую культуру людей. Если у вас всё налажено, всё идеально, там вы не плюнете на пол. А когда у вас грязь — плюнете, многие так делают. Ещё раз отсылаю вас к русской классике, когда ещё царь сносил трущобы по мотивам их высокой криминогенности. Наверное, правильно делают власти Москвы, что они не дожидаются, когда в столице появятся те самые "хитровки-трущобы", а сносят такие районы заранее. Это же разумнее делать сейчас, чем когда уже пойдёт рост преступности.
На самом деле, это очень благое дело. Переселение в хорошее жильё — всегда радость. То, что у нас действительно есть вокруг этого такая дискуссия, и то, что собирались люди против реновации, говорит о другом — о том, что существует большое недоверие к власти. Сам по себе переезд из квартиры в сорок квадратных метров в квартиру в шестьдесят или семьдесят квадратных метров — очевидное благо. А вот то, что к властям относятся с недоверием, это уже вопрос, не связанный с реновацией. На самом деле, программа реновации для меня как раз показала, что уровень критического недоверия к властям достиг определённой критической отметки. И поэтому надо менять институты власти. Я вообще выступаю за конституционную реформу. Мы это понимали и раньше. Просто сейчас эти нарывы вскрываются. С реновацией, с кризисом, с санкциями.
Председатель Комитета ТПП России по предпринимательству Андрей Широков:
Посмотрите на меня, я десять лет прожил в пятиэтажке и что, похож на криминальный элемент? Подобное обоснование для реновации — совершенно неправильный пиар! Посмотрите на сегмент пятиэтажек, там нет дешёвого жилья. Для Москвы это совершенно бредовое понятие! Поэтому когда власти придумывают объяснения реновации криминогенностью в пятиэтажках, хочется сказать: ребята, а что вы в следующий раз нафантазируете? Мне было бы очень интересно, если бы мэрия Москвы опубликовала на своих сайтах список пятиэтажек, в которых отмечена высокая преступность. Было бы интересно прочитать такой список. И пусть сами жители этих домов прочитают, что они почти в тюрьме живут с бандитами.
А. Широков. Фото: Телеканал "Царьград"
Это не трущобы. В столице нет ни одной пятиэтажки, которая находится сегодня в аварийном состоянии. Все подобные дома могут быть капитально реконструированы методами надстройки, подстройки, обстройки и так далее.
Нам нужно двигаться вперёд, а движения нет! С 1 июля закон о реновации должен заработать в полном объёме. Но пока мы имеем ситуацию, когда жильцов "хрущёвки" силком выгоняют в бракованную новостройку. Посмотрите, процессы-то уже пошли, но негативные... И я посмотрю ещё на то, какова будет ситуация в сентябре 2018 года, когда состоятся выборы мэра, сколько пойдёт недовольных по теме реновации. Боятся этой темы, поэтому и придумывают: там хулиганов много, там обстановка плохая...
При реновации, наверное, в первую очередь должны решаться глобальные вопросы — замена старого жилья на новое. Но если бы пятиэтажку меняли на пятиэтажку, потому что вся инфраструктура под это рассчитана, и все вопросы уже проработаны в сторону такого же количества населения на территории, я бы аплодировал. А когда вы в три раза увеличиваете плотность населения на этой же территории, я не аплодирую. Москва и так перенаселена.
Обратите внимание, сколько квадратных метров снёс Юрий Михайлович Лужков. И ни одного скандала. Учиться надо у той школы, как надо работать! И законов никаких новых тогда принимать не приходилось.
От засилья мигрантов реновация не спасёт, в новых домах всё равно появятся приезжие из соседних государств — 10-20% от общего количества жильцов. Появятся те же арендные "чёрные" квартиры, никуда от них не денешься. Этот процесс останется, но в новых многоквартирных, многоярусных домах контролировать его будет гораздо сложнее.
Ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ движения "За права человека" Виктор Федорук:
В пятиэтажках люди знают друг друга и своего участкового инспектора. И если что-то заметят, то сообщают участковому. В "муравейниках" же трудно всё проконтролировать, поэтому там и орудуют "домушники", "чистят" квартиры, а соседи не дёргаются. А в пятиэтажках сидит на скамеечке бабушка, видит, реагирует: не наш пошёл, Маруся, беги, звони. У неё телефон дома. Там легко зафиксировать.
В. Федорчук. Фото: Телеканал "Царьград"
Социальная среда от переезда не изменится. Как она может измениться, если одни и те же лица с этой территории переселяются максимально близко на другую территорию? Нет разбавления этих лиц другими. Среда просто переносится на другую строительную площадку, которая станет многоквартирным домом. Даже исходя из этого, посыл про криминальность притянут за уши. Если был в доме хулиган, один на 100 человек, он же и переедет в новое место вместе с прежними соседями.
Если в новых домах у нас будут не только детские комнаты милиции, но и кабинеты для кружковой бесплатной работы, если смета на такие досуговые центры будет внесена в бюджет города, если дети не будут болтаться по улицам, а мамы будут знать, что их чада не болтаются, а находятся в бесплатных кружках, тогда всё будет нормально. Если реновация пойдёт по такому пути, и появятся бесплатные кружки и секции для детей и молодёжи, то тогда она имеет смысл.
Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин:
Я считаю аргумент правительства Москвы о преступности в жилье, которое идёт под реновацию, совершенно надуманным. Я сам начиная с 1962 года до последних пяти лет жил в пятиэтажке. И у нас там не было ни одного "левого" жильца. Код от подъезда не знал ни один чужой. Если кто-то незнакомый шёл в подъезд, я спрашивал его: ты куда? То есть знал где кто живёт. Сейчас я живу в девятиэтажке, и там столько товарищей этих бородатых, южных кровей. Сегодня один, завтра другой, и никому нельзя запретить, потому что он снимает эту квартиру. Участковые просто ходят и собирают деньги с этих товарищей. Я как председатель профсоюза полиции знаю, о чём говорю.
М. Пашкин. Фото: Телеканал "Царьград"
В пятиэтажке нашей ни одной кражи не было. А напротив этого дома, где я жил, и где снимался, кстати, знаменитый "Иван Васильевич меняет профессию", стоит высотный дом, так там кражи буквально каждую неделю происходили. То есть в этих многоэтажках постоянно воруют. И я как бывший сотрудник полиции знаю, что именно в новостройках как раз-таки существует питательная среда для криминала.
Простой пример. Построили высотный дом. Рядом ещё, ещё и ещё. Плотность населения увеличилась? Увеличилась. Значит, меньше будет места гулять ребенку. Меньше будет места для машин. А в пятиэтажке, там, где я жил, и двор отличный, и дети гуляют, и зелёное всё...
Таким образом, даже защитник реновации в той форме, в которой она на сегодняшний день утверждена официально, в ходе общения в студии "Царьграда" признал, что аргумент о том, что процесс снизит криминогенную обстановку в Москве, не работает. Напротив, исходя из мнения других экспертов, можно предположить, что в высотках, которые придут на смену снесённым "хрущёвкам", криминала может быть даже больше. Посему остаётся только пожелать правительству Москвы более продуманно подходить к реализации проекта, занимаясь реальными, а не виртуальными проблемами. Потому как именно от их работы зависит без малого будущее столицы России.