"Итоги года с Путиным", о которых "запрещено" говорить. Неожиданное признание с "Фуд-Сити"
Что реально происходит на СВО, тяжёлая ситуация с водой, увеличение НДС, сумасшедшие цифры в платёжках за "коммуналку" – такие вопросы по крайней мере прозвучали во время трансляции программы "Итоги года с Владимиром Путиным". То, в какой интерпретации, – другое дело. Но вот одна из самых важных тем, которая реально касается всех и волнует народ, так и не поднималась вообще. Речь о мигрантах и миграционной ситуации в стране в принципе.
Вы, возможно, удивитесь, но именно мигранты и "новые граждане" были в числе тех, кто особенно внимательно слушал, что говорит глава государства. Все ждали, что Владимиру Путину непременно зададут – из зала ли, в записи ли или по прямому включению – вопрос, касающийся миграционной ситуации.
А как иначе? Поводов очень-очень много, тема на слуху каждый день – беспредел диаспор и наглые выходки гастарбайтеров, превративших места своего компактного проживания фактически в анклавы, этническая преступность, вывод средств за рубеж...
Прямая линия с президентом. Скриншот видеокадра Kremlin.ru
И несмотря на то, что государство постепенно закручивает гайки в сфере миграции, существует по-прежнему мощное лобби привлечения "иностранной рабочей силы" – и в законодательной, и в исполнительной ветвях власти. Что, впрочем, неудивительно, ведь участие в таких схемах приносит колоссальные деньги.
Именно поэтому мы решили посмотреть "Итоги года" вместе с... мигрантом. Да, с одним из нескольких миллионов тех, кто приехал в Россию на заработки и остался тут жить, пустив корни. Нам была интересна его реакция на то, что скажет по этому поводу президент.
Но вопрос не прозвучал. Его никто не задал. Или просто "не пустили" в эфир. Зато были другие "важные" темы. Просьба об установке памятника Омару Хайяму от представителя Таджикистана, например.
Есть вопросики?
В полдень 19 декабря в павильонах на московском рынке "Фуд-Сити" пахло зеленью, специями и… большой политикой. У кого есть свободная минутка, настраивают в телефоне просмотр трансляции "Итогов года с Владимиром Путиным". На родине продавцов такого нет, там обычно говорит старший, остальные молчат, поэтому друзья Сулеймана из Средней Азии, как выяснилось, питают явный интерес к происходящему.
Павильоны "Фуд-Сити" в пятницу пахли не только зеленью, но и... политикой. Коллаж Царьграда
Сулейман живёт в России уже пять лет, сам родом из Таджикистана, у него здесь есть жена, дочь… и тоже давно имеется свой вопрос к "вождю", как он на полном серьёзе называет нашего президента. Вполне, к слову, ожидаемый вопрос, который он задаёт с очень сильным акцентом, несмотря на то время, что он прожил в Москве:
Я бы задал вопрос про миграционку, которую можно было бы продлить в течение не года, а двух лет. Хотя бы было время как-то прижиться в плане заработка и в плане, чтобы чего-то хотя бы здесь от этого получить.
На Прямой линии с Путиным случился "позор". Но стыдно стало всем нам. В чём секрет "красивого обмана"
Сулейман пожаловался, что год для гастарбайтеров – слишком короткий срок, чтобы найти себе постоянный хороший заработок в России, а вот в течение двух лет уже можно открыть свой бизнес (масштабно мыслят ребята!).
У русских мнение совсем другое (об этом многие пишут в соцсетях, а эксперты и политики говорят вслух): даже год – это много, нам нужен строгий оргнабор для трудовых мигрантов. Приехал – поработал – уплатил налоги в России – уехал. Содержать за свой счёт чужие семьи никто не хочет.
Любовь, война и шайтаны
Пока идут "Итоги года", Сулейман рассказывает свою историю любви. Называет её "обоюдной". Знакомство в соцсети, первое свидание в кинотеатре – "впечатление так себе". Второе – "через не хочу". Но, говорит, симпатия победила. Через полгода – жизнь вместе. Пояснил:
Да, поженились. Здесь, в Москве, да. У нас сейчас дочка очень красивая, похожа на маму и где-то похожа на отца. Но больше на маму она похожа.
Сулейман по ходу трансляции "Итогов" демонстрирует знание политики – параллельно сыплет ремарками, что "по поводу СВО только хорошее мнение", "на Украине геноцид", а "Запад суёт свой нос везде".
Я одного не могу понять, как может вообще этот... комик, Зеленский, который всё, что он имел, он нашёл всё своё здесь, в России, а стал президентом. Это как в Средние века шут стал королём,
– замечает наш собеседник.
Мигрант искалечил трёх студенток и трусливо сбежал, бросив жену: Запреты не работают. Тысячи "Анваров" получили амнистию
Дальше – больше. По словам таджика, то, что происходит, – неизбежная болезнь, давно назревшая:
Если там, на Украине, всё это будет дальше, зараза сюда придёт, в Россию. Мне это надо? Не надо. А кому надо? Вот этим шайтанам на Западе, слушай!
"А чем эти индийцы лучше нас?!"
Но по-настоящему захватывает Сулеймана тема работы. Услышав о том, что "мигранты всё захватили", он оживляется, как от укола адреналина.
Это враньё! – возмущается Сулейман. – Везде работы хватает. Главное – в самом человеке. Если ты захотел работать, ты возьмёшь и пойдёшь. А те, кто говорит иначе, они сами на диване сидят, наблюдая за всем. Берут – и давай-ка чем-нибудь займёмся, давай напишем вот это высказывание!
Миллиарды для мигрантской "крыши": Заработки на "ценных специалистах" поставлены на поток — система работает, силовики в доле
Он вспоминает о своих русских "друзьях-трудягах", у которых "пятеро-шестеро детей" и "нет времени жаловаться".
Претензии к мигрантам от... мигрантов
Зато есть у Сулеймана и свои, выстраданные претензии к... мигрантам. Он не понимает нынешний поток рабочей силы из Индии:
У нас хоть культура связана, общая история, а они… приходят в самую красивую страну – и начинают всё крушить. И язык… Ты же не можешь на индийском общаться!
Из-за этого Сулейман не одобряет увеличения миграционных квот.
Один из районов Петербурга начали убирать мигранты из Индии. Скриншот видеокадра: ТГ-канал "Фонтанка.ру"
Правда, есть один важный нюанс, о котором он как-то позабыл упомянуть: индусы приезжают в Россию именно работать, а не превращать нашу прекрасную страну в "маленький Бомбей". Да и к "крушению" есть вопросики – приезжие из каких стран чаще всего попадают в криминальные сводки наших правоохранителей? В "лидерах", по статистике МВД России, – граждане Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Кирсанов: В 2025 году мигранты прибыли в Россию из Китая и Индии
Впрочем, сказывается, что наш собеседник живёт в столице уже долго: например, курьеры – нарушители ПДД на электровелосипедах – его бесят так же, как и всех.
Для них другая полоса, но они идут по встречке. У меня на глазах сбили женщину – опять такой человек, который ничего не понимает в дорожном движении. Для него быстрее доставить, чтобы сто рублей сверху дали, а для кого-то, может, от этого зависит жизнь.
Неожиданно, но он… поддержал запрет на работу мигрантов в такси: говорит, стиль вождения в республиках другой и тут подобные выкрутасы никак не годятся.
"Слушай, я Путина не "выучил" пока ещё"
Сулейман уверен, что и у других приезжих "всегда есть что спросить у Путина". Впрочем, даже для того, чтобы задать вопрос и понять ответ, "новым гражданам", хотя изрядная часть из них обзавелась уже гражданством России, придётся вызывать переводчика.
Вот, скажем, Рома (так он представился, как на самом деле его зовут, не знаем) – продавец ёлок. Сам родом из Азербайджана, но теперь гражданин России. Сначала не понял даже, о чём речь: "Я тебя вообще не соображай", но после дополнительного уточнения радостно закивал:
Всё харашо пока. Люди переходят, продаю пока первый день. Управа приходит проверяет и уходит.
Алишер из Узбекистана, работник чайханы, сделал неожиданное признание – им запрещают говорить:
Всё у нас нормально, всё у нас хорошо. Мы лишнее можем брякнуть. Вот и молчим из-за этого. У нас всё уютно.
А вот ещё Сохиджон, который приехал в Россию из Таджикистана буквально в минувшую пятницу. Говорили с ним возле небольшой парикмахерской, расположившейся в подвале жилого дома. О чём бы хотел спросить президента России?
Не знаю. Мало живу здесь и работаю, ещё имени его не выучил, слушай! Я первый раз – потом спрошу, что старшие подскажут.
Что с того?
В общем, для мигрантов в России, судя по этому блицопросу, "всё хорошо". О проблемах и вопросах, если они и есть, предпочитают помалкивать. По крайней мере, публично. Что творится в закрытых миграционных чатиках – отдельная тема для разговора.
И всё же – почему на "Итогах года" так и не был задан вопрос о мигрантах? Он ведь так же важен, как и рост цен на "коммуналку" и бензин, повышение налогов и утильсбора.
Но, вероятно, есть темы, о которых говорить на таких очень важных мероприятиях, как бы помягче выразиться, не принято. А может, и запрещено. Не Владимиром Путиным, само собой. Он-то, и это хорошо всем известно, готов обсуждать с народом любые темы. Тем более такие чувствительные. Вот только не всем, надо полагать, хочется, чтобы президент это обсуждал вслух, так?