Итоги-2018: Трамп смягчил удар Скрипалей по отношениям России и ЕС
Высылка российских дипломатов, угроза срыва «Северного потока-2» и противостояние Дональду Трампу. Чем запомнились российско-европейские отношения в 2018 году?
Худшего начала года для России и Евросоюза было сложно представить. Уходящая из ЕС Британия решила подпортить и без того натянутые отношения Москвы и Брюсселя. Отравление английского шпиона Сергея Скрипаля в марте спровоцировало крупнейший со времен холодной войны дипломатический скандал. Британия, Франция, Германия и остальные страны Европы выслали сотню российских дипломатов. А дальше «дело Скрипалей» начало обрастать подробностями, появились подозреваемые – Петров и Боширов - и сфабрикованные разоблачения Bellingcat о причастности России. Чем хуже у Терезы Мэй шли дела с Brexit, пробуксовавшего из-за проблемы Северной Ирландии, тем активнее в СМИ раскручивали «дело Скрипалей».
Сразу после этого в ряде стран ЕС начали появляться русские шпионы и хакеры. Их нашли даже в нейтральной Австрии и православной Греции. И всё ради одной цели, чтобы, не дай Бог, Евросоюз на очередном своем саммите не отменил антироссийские санкции. А такой сценарий не был чем-то сверхъестественным. Особенно после того как Австрийская свободная партия вошла в правящую коалицию в Австрии, а Лига во главе с человеком, носившим футболку с изображением Владимира Путина, Маттео Сальвини, стал главой МВД Италии.
Улучшению отношений должен был способствовать и обострившийся конфликт Европейского союза с Америкой. Дональд Трамп продолжал вымогать у Европы деньги на НАТО, требуя повысить оборонные расходы до 2%. Он ввёл против ЕС торговые пошлины и пригрозил наложить тарифы на экспорт европейских автомобилей. В свою очередь, в Старом Свете всё чаще начали задумываться о том, как бы избавиться от американского диктата. Бывший глава СДПГ Мартин Шульц обвинил Трампа в поддержке правых, а американского посла в Германии обозвал «праворадикальным колониальным офицером».
Итоги 2018 года: Чего Россия добилась на Ближнем Востоке?
Кульминацией раскола стали заявления Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона. Немецкий канцлер чётко дала понять Трампу, что Германия не будет отказываться от «Северного потока-2» в пользу невыгодного и дорогого сжиженного природного газа из США. А французский президент разгневал главу Белого дома своей идеей о европейской армии, независимой от США и готовой защищать Старый Свет от Америки.
Европа искала защиту от Трампа не только в собственной армии, но и в альянсе с Россией. Москва и Брюссель выступили единым фронтом, когда 9 мая США вышли из «ядерной сделки» с Ираном. Когда европейские компании - Total, Peugeot, Deutsche Telekom, Deutsche Bahn и Daimler - под страхом вторичных санкций начали один за другим покидать иранский рынок, Брюссель решил заручиться поддержкой Москвы. Россия и ЕС договорились создать специальный механизм для обхода американских санкций и сохранения иранского нефтяного экспорта в ЕС через Россию. Сближение между Европой и Россией наблюдалось и по многим другим международным проблемам. Они осудили признание Америкой Иерусалима столицей Израиля и перенос туда американского посольства. Россия и Евросоюз были в одной упряжке и в вопросе свободной торговли, которую своими тарифами ограничивал Дональд Трамп. Особенно следует отметить саммит в Стамбуле в конце октября, где Меркель и Макрон встретились с Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом. По сути, лидеры Европы впервые обсуждали будущее Сирии за спиной у союзников-американцев.
Фото: www.globallookpress.com
Стамбул объединил Путина, Эрдогана, Макрона и Меркель
Таким образом, в 2018 году англосаксы продолжали отравлять российско-европейские отношения. Британия раскручивала «дело Скрипалей», а Штаты – так называемое дело о «вмешательстве России в американские выборы». Лондон и Вашингтон сделали всё, чтобы ЕС продлил-таки антироссийские санкции. И на всякий случай подключили к делу украинского лидера Петра Порошенко, который перед самым саммитом ЕС и саммитом «большой двадцатки» пошёл на намеренное обострение в Керченском проливе. Европейский совет выпустил осуждающую Россию в «агрессии» резолюцию, а Европарламент в документе об ассоциации Украины с ЕС утвердил пункт о необходимости блокирования «Северного потока-2».
Неготовность Брюсселя осудить резкие шаги Киева вынудила главу российского МИДа Сергея Лаврова поставить под вопрос необходимость проведения саммитов «нормандского формата», включающего Россию, Украину, Францию и Германию.
Если подвести общий итог российско-европейским отношениям, то можно сказать, что они продолжают пребывать в глубоком кризисе. Однако спровоцированный в этом году Трампом трансатлантический раскол открывает для ЕС и России возможности в году следующем.