Испытание русской вакцины от СОVID-19: Первые слова добровольцев
В России начались клинические испытания комбинированной вакцины против коронавируса. Специалисты ожидают их успешного окончания к августу. После этого ковида можно будет не бояться год.
На базе Главного военного клинического госпиталя имени Бурденко начались совместные с Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени академика Гамалеи клинические испытания комбинированной векторной вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции. Об этом сообщила пресс-служба Министерства обороны России.
Как всё происходит
После двухнедельной изоляции, нужной для того, чтобы исключить приобретение испытателями посторонних заболеваний, 18 добровольцев прошли вакцинацию. Половина получила вакцину в виде укола, то есть внутримышечно, половина – в так называемой лиофилизированной форме. Собственно, это тоже в конечном итоге будет раствором – но изначально это твёрдая лекарственная форма в виде порошка, полученного после замораживания с последующей возгонкой растворителя в вакуумной камере. А перед применением такие лиофилизаты растворяют, чтобы получить препараты в угодных лекарственных формах.
Сразу же отметим вслед за военными, для которых это замечание важно:
В настоящее время, по результатам опроса и осмотра добровольцев, побочных реакций или осложнений не наблюдается, жалоб со стороны участников эксперимента на состояние здоровья нет.
Кто эти добровольцы? Всего их 76 человек. Есть и военные, и гражданские, и 8 сотрудников из самого института Гамалеи. Средний их возраст около 29 лет. Как охарактеризовал "среднего добровольца" начальник 48-го ЦНИИ Минобороны полковник Сергей Борисевич в интервью "Комсомольской правде", такой доброволец "социально благополучен, здоров, ведёт активный образ жизни, не имеет вредных привычек".
Сразу резко хочется войти в число этих ребят…
Тем более что, по словам участников исследований, все они – безусловно здоровые люди. То есть прошли очень скрупулёзный отбор по состоянию организма и здоровья. Судя по описанию – чуть ли не как космонавты. Это, как сравнил в разговоре с Царьградом один из учёных, занимающихся подобными темами в академическом институте РАН, некое "нулевое состояние" здорового в принципе человека, как бы белый лист, с которым и будут сравниваться результаты дальнейших анализов.
Конечно, врачи утверждают, что нет здоровых людей, а есть только недообследованные, – сказал собеседник. – Но так наши эскулапы цену себе набивают. Совершенно здоровых людей мало, но именно таких и ищут для исследований. И они довольно дорого ценятся.
Ещё больше захотелось войти в число этих ребят…
После введения вакцины все добровольцы будут находиться под непрерывным наблюдением медиков и учёных, у них будут отбираться необходимые пробы и анализы, с ними будут проводиться регулярные скрининги. И если полученные первичные данные покажут, что с переносимостью вакцины и вообще её безопасностью нет проблем, то к первым 18 добровольцам присоединят остальную часть. Это, как пояснил собеседник Царьграда, также необходимый элемент методики: статистика должна удовлетворять самым взыскательным требованиям, оставаясь, разумеется, в рамках минимально необходимой. Потому что речь всё же идёт о здоровье людей. Поэтому обычно подобные исследования разделяются на этапы, на каждом из которых число наблюдаемых и обследуемых растёт.
Ну да, нужно оговориться, что поначалу испытания вакцин – на токсичность, безопасность, иммуногенность и так далее – проводятся на животных. Такие исследования также были проведены в 48-м НИИ. На обезьянах и золотистых хомячках. Они же – сирийские. Намёк?
Поможет ли вакцина?
Это, собственно, главный вопрос. Как бы кто-то ни был уверен – или наоборот – в пользе разрабатываемого средства, на практике всё будет упираться в два основных обстоятельства. Это собственно защитные возможности и способности вакцины и, с другой стороны, способность вируса мутировать и изменяться так, что вакцина может и не помочь.
Сегодня важно получить любую работающую вакцину, пусть и не самую совершенную. Фото: Игорь Иванко / АГН "Москва"
В этом смысле по первому условию имеется изначальный… ну, не изъян, но, скажем, неблагоприятное обстоятельство. Спешкой оно называется: до сих с подобной скоростью подобных клинических исследований прямо в ходе пандемии никто не делал. Но при этом, однако, на скорейшее создание вакцины набросились все. И даже англичане, совершенно бездарным образом провалившие всю работу по организованной встрече коронавируса и борьбе с ним. Впрочем, их можно понять.
После того как в их центре химической и биологической войны в Портон-Дауне этот вирус разрабатывался, подданные королевы явно полагали, что владеют и рецептом его "умиротворения". Вспомним только, сколь нагло высказывался по поводу COVID-19 английский премьер Борис Джонсон, покуда вирус его самого не скосил. И обратите внимание, насколько скромно и незаметно старается себя он вести сегодня. Прямо-таки по тенёчку, ползком…
В этом, кстати, и проблема, исходящая со второй указанной выше стороны. Ковид, это уже стало общепризнанным в среде знакомых с ситуацией учёных, ведёт себя на диво… хаотично. Все вирусы мутируют, все меняются. Но с этим – что-то особенное. Скажем, подсаженный американцами через Ухань китайцам вариант ковида оказался и слабоват, и не слишком вирулентен. Это можно увидеть по тому, что практически ни одна страна дальне- и юго-восточного региона не пережила такой вспышки заболевания, как, например, Европа. И, кстати, независимо от степени авторитарности режима – от тоталитарной Японии и авторитарной Южной Кореи до практически демократических Филиппин.
А вот англичане запустили через Мюнхен в итальянский Бергамо уже куда более убойную версию. Пострадали и сами, но зато и итальянцев с испанцами проредили знатно. Не говоря уже об американцах, которые вообще не ожидали, что их смирное – так, только китайцев приопустить в интересах торговой войны – изделие сможет устроить такое опустошение.
Борис Джонсон нагло высказывался по поводу COVID-19 , покуда вирус его самого не скосил. Фото: Martyn Wheatley / Globallookpress
Вот Борюсик наш лондонский и не отсвечивает пока. А то главбосс Трамп может и огорчить. Он такой.
Так что вопрос есть. Правда, начальник 48-го ЦНИИ Минобороны Сергей Борисевич убеждён, что созданная вместе с "гамалеями" вакцина обеспечит иммунитет против ковида длительностью до года. Потому что наши учёные не стали изобретать лишних сущностей и подсадили фрагменты вируса на платформу, на которой ранее уже создали очень удачную вакцину против лихорадки Эбола и ближневосточного респираторного синдрома MERS. Как описал принципы работа Сергей Борисевич, "вместо ослабленного вируса организм человека знакомится с его частицами или, точнее, фрагментами вируса – например, с его белками или даже РНК".
Как показали доклинические испытания новой вакцины в отношении коронавируса, проведённые в 48-м Центральном научно-исследовательском институте Минобороны РФ, этого вполне хватает, чтобы клетки памяти стали вырабатывать нужные антитела к коронавирусу, – отметил он, подчеркнув: – Безусловно, это намного безопаснее, чем вводить ослабленный вирус, который теоретически может вызвать реальную болезнь.
Второе соображение учёных сводится к тому, что вирус, разумеется, будет мутировать, но, по логике, – не в сторону своего усиления, а наоборот, с куда большей вероятностью будет терять эффективность. Поэтому сегодня важно получить любую работающую вакцину, пусть и не самую совершенную. Её всё равно придётся дорабатывать, вернее, даже обновлять, приспосабливая к новым мутациям ковида. Но основа будет одной, и если она будет работающей, то вирусу COVID-19 с научной точки зрения придёт конец. Точнее, он будет жить в клетке. А если вырвется, на него будет находиться быстрая управа.
За это и пошли в свой бой наши добровольцы.