Интервью министра Мантурова "Блумбергу": Издёвка над народом или над Западом?
Публичные высказывания отечественных чиновников и депутатов – горе горькое. Публично радоваться падению рубля в дни, когда дорожают даже элементарные лекарства, – за гранью всех возможных приличий.
Слушаем министра
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров дал интервью американскому агентству Bloomberg, где в числе прочего употребил эпитет "круто", характеризуя летне-осеннее падение курса рубля относительно доллара на 20%.
Строго говоря, мы не знаем, как в действительности выразился Мантуров – интервью он давал явно на русском языке, а слово "круто" стали цитировать на основании англоязычной информации "Блумберга", где в соответствующем месте стоит "awesome". Вероятно, кто-то воспользовался на этой странице сервисом "Гугл-переводчик", после чего пошло гулять это слово по перепечатывающим друг друга СМИ. Но, так или иначе, даже если использовать синонимы "здорово" или "потрясающе", восторг министра несомненен.
Министр не стесняется пользоваться "Вертолётами России" как личным перевозчиком, вокруг него функционирует настоящая бизнес-империя с активным участием родственников министра. Фото: пресс-служба Госдумы РФ
Основной аргумент – теперь бизнес будет меньше полагаться на импорт и обратится к отечественному производителю. Министр, к сожалению, не уточнил, какие именно отечественные производители предоставят аналогичные по качеству лекарства, смартфоны, да хоть куриные "запчасти", по которым мы сняли санкции с США, ибо не производим их сами в достаточном количестве.
Проверяем министра
Азбука глобализации: снижение курса национальной валюты выгодно экспортёрам, рост – импортёрам. Чем дешевле рубль, тем меньше доля трат, скажем, сырьевиков на зарплаты по сравнению с объёмом экспортной выручки, тем более низкую цену мы можем выставить на зерновых рынках, тем конкурентоспособнее наше вооружение. Уже младший Буш грозил Китаю санкциями за небольшую девальвацию юаня, сделавшую китайский ширпотреб ещё доступнее для американцев. А Дональд Трамп, много кричавший о сильном долларе, на деле всеми силами старался его ослабить.
В то же время компании, ориентированные на импорт, – в нашей ситуации это, например, автомобилестроители или торговцы электроникой – терпят убытки: розничная стоимость их продукции повышается, соответственно, снижаются продажи.
Девальвация рубля, которую можно было бы использовать на благо экономики, сейчас является в первую очередь ударом по интересам простых жителей России. Фото: Софья Сандурская/АГН "Москва"
Но кем является в этом контексте народ России?
С одной стороны, снижение курса рубля благотворно влияет на бюджет. Получая основные доходы от внешнеторговых операций, наш бюджет с того же барреля нефти, с того же вагона древесины имеет больше рублей, чем ранее, и, соответственно, с большей лёгкостью финансирует социальные программы.
С другой стороны, потребителям импортных товаров приходится несладко. Дешёвая электроника сейчас обычно одноразовая, неремонтопригодная, обновлять её приходится часто, а цены растут. Одежда по большей части шьётся в Китае, Вьетнаме, Бангладеш и только выдаётся за российскую – соответственно, при снижении курса рубля она тоже подорожает, ведь рубль падает относительно не только доллара, но и других более-менее стабильных валют. Также дорожает выездной туризм, а с импортозамещением пляжного отдыха наша страна справиться не может по чисто климатическим причинам.
Но главная беда – это лекарства. Одновременно с высказываниями Мантурова Федеральная антимонопольная служба и Минздрав выступили с предложением "индексировать", то есть разрешить повышать цены на жизненно важные лекарства. Ибо фармацевты стонут: даже самые обычные парацетамол, димедрол и ибупрофен мы производим из иностранных компонентов, которые покупаем за валюту. Добрый Дмитрий Медведев может, конечно, фантазировать о бесплатной раздаче лекарств, вот только к реальности всё это имеет не большее отношение, чем предвыборные посулы возглавляемой им организованной политической группировки.
Кстати говоря, при всей гордости за агропром львиная доля семян закупается Россией за рубежом за иностранную валюту. Да и цыплята в инкубаторах вылупляются в основном не из отечественных рублёвых яиц. А это ведь ещё рост цен дополнительно к прямой девальвации.
Простите, а вы точно министр?
Имя Дениса Мантурова не сходит со страниц оппозиционных СМИ и кладезей компромата. Доходы министра не растущей промышленности составили 586,02 млн рублей, оказавшись почти на треть выше, чем годом ранее.
Единственное, в чём, кажется, никто ещё не упрекал Мантурова, – так это в успехах на работе в его нынешней должности, которую он занимает уже восемь с половиной лет. Есть успехи, есть запуск новых предприятий, но, к сожалению, есть и закрытия, ликвидации, банкротства – в итоге общее производство не растёт.
Девальвация рубля, которую в определённых и непременно мирных условиях (а сейчас идёт полноценная торгово-политическая война) можно было бы использовать на благо экономики, сейчас является в первую очередь ударом по интересам простых жителей России, и без того измученных разнообразными ограничениями, падением доходов, ростом безработицы, нахлынувшими болезнями... И это совсем не awesome – ни сиюминутно, ни в долгосрочной перспективе. Ибо цель существования государства не импортозамещение, а достойная, безопасная и долгая жизнь граждан.