Империя вернётся в Дагестан. Крупной морской базой
Министерство обороны объявило о переводе военной каспийской базы флота в дагестанский город Каспийск, что обещает знаковые военные и политические изменения в республике
Каспийскую флотилию Военно-морского флота России переведут из Астрахани в Каспийск в Дагестане. Это заявление министра обороны Сергея Шойгу привлекло серьёзное внимание комментаторов и специалистов.
Зачем флоту лезть в горы?
Запад осознал, что скатывается к войне с Россией
Дагестан — так уж сложилось исторически — ассоциируется прежде всего с горами, а не с морем. Хотя море здесь такое же, как и у соседнего Азербайджана, морской статус которого никаких сомнений не вызывает.
Может быть, потому, что побережье здесь для хороших портов мало приспособленное — ровное, гладкое, без удобных бухт. Не сравнишь с тем, что возле Астрахани, в дельте Волги. Хотя неудобья для крупных кораблей там тоже те ещё...
Но зато, чего греха таить, по цивилизованности даже заброшенная до последних лет Астрахань куда выше котировалась, нежели дагестанские Каспийск и Махачкала.
И вот теперь, благодаря флоту, вектор цивилизации не то чтобы совсем сменится, но частично перенацелится и на Дагестан. Это, во всяком случае, тоже пообещал Шойгу:
Принято решение о переводе Каспийской флотилии в Каспийск. Там у нас разворачивается огромная стройка: пирсы, причалы, пункты обслуживания, жильё. Будет увеличиваться количество наших офицеров и военнослужащих кратно".
Известный, кстати, мировой феномен: военные всегда притаскивают за собой цивилизацию. Не в том, конечно, смысле, что до них и без них в месте их новой дислокации дикари проживали. Нет, просто у военных есть целый ряд цивилизационных преимуществ.
Во-первых, у них много денег. То есть самим им денег всегда мало. Но если объективно посмотреть — много. Корабль стоимостью в пару десятков миллиардов рублей на берег не вытащишь и в сарай не поставишь на потеху ребятишкам и сборщикам цветных металлов. Ну или, во всяком случае, время то кончилось, когда либералы в руководстве, задрав штаны, бежали за комсомо... то есть за капиталом. Бросая за собой корабли, самолёты, заводы, города...
То есть в Каспийск — а значит, в Махачкалу, пригородом которой он, по сути, является — придут инвестиции, столь ярко обрисованные министром обороны. Пусть они военные, но инвестиции имеют свойство отзываться всплесками на вторичных рынках: финансовых, производственных, трудовых и так далее.
Во-вторых, у военных... много денег. В смысле денежное довольствие у них по нынешним временам хорошее. Особенно для Дагестана. То есть — спрос. От магазинов и едален до автомобилей и сложной бытовой техники. А спрос рождает предложение.
Фото: www.globallookpress.com
Цивилизационные векторы и риски
Если смотреть на вещи трезво, то количество русского элемента в республике неизбежно вырастет. Причём — самое главное — не в национальном смысле, как бы парадоксально это не выглядело на первый взгляд.
Новый русский авианосец — как сборная России по футболу: все надеются, но никто не верит
Ведь военные — это кто? Это вооружённый инструмент государства. Россия как многонациональное государство с реальным равенством всех составляющих его народов перед законом — империя. Сколь бы кто ни морщился при этом слове, но таков закон природы и человеческой цивилизации. Просто сам термин этот отравлен и дискредитирован как раз мононациональными государствами, понахватавшими себе колоний и нещадно их эксплуатировавшими. А подлинная многонациональная империя стремится к развитию себя всей. Включая строительство на своих окраинах школ, больниц, заводов, электростанций...
В том числе военно-морских баз.
В этом смысле в Дагестан приходит империя. Точнее, возвращается. И делает она это в период достаточно сложной внутриполитической ситуации в республике. Здесь ведь — если опять же трезво и без стеснения называть вещи своими именами — идёт чистка. Чистка общества и властных структур от настоящей мафии, то есть бизнеса, сросшегося с властью, и вдвоём сросшихся с преступностью. Задержание на днях братьев Магомедовых — знак того, насколько высоко и серьёзно эта чистка зашла.
Понятно, что с военно-стратегической точки зрения перебазирование Каспийской флотилии большого смысла не имеет. При необходимости будет она выходить в море и выпуливать свои "Калибры" одинаково что из Астрахани, что из Каспийска. А вот с военно-политической стороны это шаг знаковый и весьма предусмотрительный. Сочетающий и пряник — значимые финансовые и налоговые поступления в региональный бюджет, — и...
Нет, не кнут. До этого, будем надеяться, дело не дойдёт. Да и не моряков это забота. А вот проекция силы укрепится.