Игорь Ашманов: Надо готовиться к тому, что наши закрутят гайки
Реакция на вмешательство ЦРУ в частную жизнь - это вопрос суверенитета
Царьград поговорил с одним из крупнейших ИT-экспертов России Игорем Ашмановым и узнал, следует ли заклеивать камеру у ноутбука и кто должен бороться за нашу безопасность.
- Во-первых, почему этот вброс произошел именно сейчас?
- Почему сейчас вбросили - я не знаю.
Может быть, Путин, который управляет всем, сказал WikiLeaks все это вбросить. Как тут Маккейн сказал, что очевидно же, что WikiLeaks - это русский ресурс. Кто-то очень хорошо написал в Сети, что, вероятно, Маккейн ведет к тому, что с Россией надо дружить, раз она такая крутая. И мы с ним в этом согласны. Очевидно, WikiLeaks работает на внутреннюю какую-то ситуацию в США. Вероятно, они, скорее, трамповские, чем антитрамповские. Но это было вроде ясно еще во время его предвыборной кампании.
То есть, это какая-то их внутренняя история, различные силы в США между собой обмениваются ударами.
- А как быть с историей про взлом телевизоров, чуть ли не холодильников? Вроде бы, действительно, уже давно говорили, что такая слежка ведется, что камеры и микрофоны гаджетов записывают разговоры, и люди заклеивали камеры у себя на ноутбуках. А сейчас об этом вроде как сказали официально...
- Нет, почему сейчас. Сноуден три года назад ровно это же все и сказал. С тех пор и заклеивают. Хотя умные люди, конечно, начали заклеивать раньше. Я не вижу здесь никаких особых открытий.
Известно было, мы там во всех докладных записках в правительство писали про "умные телевизоры". Есть исследования про "умные телевизоры", про то, что они требуют доступа в интернет, а потом качают огромные потоки неизвестно чего. А если там снять галочку, которая разрешает это делать, то они не перестают качать, поток нисколько не изменяется. То есть, все эти галочки - только для спокойствия пользователя.
- И была какая-то реакция?
- Кому надо - те реагируют. Готовят законы, думают, что с этим делать.
- Если наши законодатели, или спецслужбы, или кто-то еще этим серьезно займется, к чему это может привести? Все эти "умные телевизоры" изымут из продажи?
- Нет, во-первых, уже занимаются. Все кричали и падали в обморок с пеной у рта по поводу закона Яровой. Это вот он и есть. Он про это же.
И скорее всего, дальше будут приниматься различные законы такого же примерно уровня. Например, предписывающие эти телевизоры, а также смартфоны и всякие фитнес-браслетики и проч. сертифицировать и обеспечивать российскими средствами защиты от съема информации.
Это, скорее всего, будет. И в определенный момент "Самсунг", LG и прочие производители должны будут подчиниться. То же самое с серверами, которые должны у Google и Facebook стоять в нашей стране. И, скорее всего, их заставят отдать сертификаты шифрования. А кто не согласится, того просто выключат в нашей стране. Вы заметили, наверное, а большинство и не заметило, что Linkedin выключили.
- Да. Им у нас особо никто и не пользовался.
- Не совсем так. Большинство наших бизнесменов и чиновников там были зарегистрированы. Я там зарегистрирован больше десятка лет, меня одна американка, я думаю, что цээрушница, уговорила на нем зарегистрироваться где-то в первой половине 2000-х. Но он просто не давал никакой пользы, вот мне лично, кроме спама постоянного. Требовал что-то там все время.
Но масса народу в Linkedin вроде бы искали людей, наймом занимались. Тем не менее его закрыли, по закону, из-за персональных данных. И ничего страшного не произошло. Все уже привыкли, что у нас идет информационная война и будут такие вещи происходить.
Поэтому, я думаю, что надо готовиться к тому, что наши закрутят гайки, потребуют сертификации, открытия потока данных, переноса серверов. Кто не согласится - тех закроют.
А кому АНБ скажет, что ему все равно надо видеть, что у нас происходит, тот подчинится, чтобы здесь работать. Как вот сейчас Google и Facebook обратно в Китай заходят. При всех ограничениях, которые на них там наложили, они туда заходят. Потому что они люди подневольные, и им надо видеть, что в Китае происходит. А видеть это можно через поисковик и социальные сети.
- Но вроде как предполагается, что WikiLeaks - не только для России, что он для всего мира. Разве правительства всех стран, которые вот это сейчас прочитали, не должны возмутиться: "О, Господи, за нами следят!" И тоже сделать, как-то отреагировать?
- Это вопрос суверенитета. И его реального наличия. Мы суверенитет в свое время потеряли, и мы его только сейчас восстанавливаем. Но мы все-таки более или менее суверенный субъект. Но особенно в киберпространстве суверенитета пока немного.
Есть еще Китай, который, несомненно, суверенен. Хотя там тоже очень сильное проникновение западных технологий и западных сил. Я был в Китае на прошлой неделе. Там Facebook не работает, YouTube нельзя открыть, Google нельзя открыть. Но у них столько своих ресурсов этого же плана! Одних поисковиков шесть штук. И множество социальных сетей, мессенджеров.
Потом, они английский не знают. И в среднем - вообще, категорически. Поэтому им западный интернет и не нужен ни за чем.
А кто еще? Сколько еще суверенных, так сказать, в электронном смысле, стран. Я не знаю, Швейцария, что ли, озаботится? Индия не суверенная. Бразилия, в общем, очень сильно к этому движется. Япония - оккупированная страна, Германия - оккупированная. Они же не беспокоились, когда узнали, что Меркель прослушивали, правильно? То есть они в реальности не могут ничего сделать.
Я просто расскажу историю. У меня жена выставляется обычно на CeBit. Это когда-то была самая крупная в мире компьютерная ярмарка. Проходит в Ганновере. Там раньше было по 40-50 огромных павильонов, сейчас - поменьше. Но вообще такие офлайновые события умирают.
Наталья моя туда приехала, я не ездил в этот год. Она приехала сразу после разоблачений Сноудена и рассказов о том, как прослушали Меркель. Там на каждом стенде, в павильонах, посвященных информационной безопасности, были так или иначе какие-то продукты или хотя бы плакаты про это. Например, везде были расшифровки АНБ (NSA) по-английски: Never Say Anything, No Such Agency и т.д. И все публиковали анонсы или обещания, что вот-вот выпустят продукт, борющийся с прослушкой.
А Меркель, которая приехала на CeBit, вошла в этот павильон, лично пришла на стенд Касперского, жала ему руку и т.д. Но это ни к чему не привело. Потому что, ну, а что они могут сделать?
Гордость у них, конечно, задета. Мы разговаривали об этом с немцами-партнерами в неофициальной обстановке. Они сначала очень хорохорились, что они независимая страна и т.д. Ну, вот вас прослушивают американцы, что вы сделали? Они все понурились. Начали пить пиво.
- Понятно.
- Что касается Китая, то он с Россией только что подписал соглашение о едином киберпространстве, о том, чтобы управлять интернетом независимо. То есть китайцы и так с нами сотрудничают, понимая, что им нужно быть суверенными и договариваться с Россией.