И смешно, и грустно: Михаил Делягин и Владимир Соколов о беде, которую не замечают власти
Правительство России отказалось принимать закон о введении обязательных регистрационных номеров на самокаты и моноколёса, аргументируя это недостаточной проработкой вопроса. Не исключено, что его примут, но позже. Поскольку проблема стоит достаточно остро. Именно о ней сегодня поговорим с экспертами Михаилом Делягиным и Владимиром Соколовым.
Депутат Госдумы Михаил Делягин предложил ввести государственную регистрацию электросамокатов и моноколёс с присвоением им номеров. Однако в правительстве страны с этим не согласились.
В законопроекте предполагается, что владелец средств индивидуальной мобильности будет регистрировать их самостоятельно через Госуслуги в течение 10 дней после покупки. Самокату присвоят государственный регистрационный номер, после чего будет изготовлен госзнак транспортного средства. При смене владельца будут меняться также и регистрационные данные самоката.
Так, каждому мобильному средству передвижения предлагается присвоить идентификационный номер. Этим будет заниматься производитель. Кроме того, автор законопроекта предлагает ввести документы для электросамокатов – паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации.
Однако в федеральном правительстве заявили, что ряд предложений данного законопроекта не проработаны или противоречат ныне действующему законодательству.
Более подробно эту тему ведущий "Первого русского" Юрий Пронько обсудил с автором законопроекта зампредом комитета Госдумы по экономической политике Михаилом Делягиным и председателем межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимиром Соколовым в программе "Царьград. Главное".
Сбил и поехал?
Депутат Госдумы Михаил Делягин пояснил, для чего вообще нужна эта инициатива. По его словам, с появлением самокатов и моноколёс в нашей стране увеличилось и количество несчастных случаев с их участием. При этом люди не несут никакой ответственности. То есть, если человек на самокате на кого-то наехал, кого-то сбил, он чаще всего просто бросает своё средство передвижения и сбегает с места происшествия, отметил политик.

Фото: Царьград
Разговоры про пресловутые камеры – это ни о чём. Вот курьер убежать не может, потому что понятно, кому этот самокат принадлежит. А обычный человек может. И после того, как эти средства индивидуальной мобильности – самокаты и колёса добавили в закон, они перестали считаться прочими транспортными средствами, вроде обычной тачки. А это значит, что ответственности за них, как если бы это было прочее транспортное средство, не предусмотрено,
– отметил Делягин.
Что касается решения правительства, то, по словам депутата, оно было вполне ожидаемым. Поскольку все сроки на принятие инициативы уже давно вышли. При этом обещали рассмотреть её ещё в мае, сказал он.
Вот, я читаю возражение: "Вместе с тем, данная цель не согласуется с целями, указанными в статье 3, соответствует статье 3 федерального закона". Текст написан вице-премьером. Я его в своё время спрашивал: "Дорогой товарищ, а вот тот бред, что нам от вас приходит, его искусственный интеллект уже пишет? Или его пишут люди, которые доведены до состояния дурно запрограммированной тумбочки?" Человек посмеялся и сказал, что нет, пока не искусственный интеллект, но идея ему нравится,
– рассказал Делягин.
Если без шуток, то проблема стоит достаточно остро, считает собеседник Царьграда. Потому что это вопрос безопасности, прежде всего наших граждан. Но в данном случае, считает он, мы имеем дело с нежеланием властей видеть очевидное.

Фото: Царьград
Ребята, давайте сделаем так, чтобы я не мог искалечить человека на улице, бросить этот самый электросамокат и убежать. Я чувствую себя в полной безопасности. Потому что на самокате есть номер. Лицо вечером смазано, но номер не смазан точно. И даже если я с собой этот самокат утащу, всё равно он куда-нибудь да попадёт… Но здесь классический случай, когда мы работать не хотим. А зачем нам? Скоро зима, проблема отпадёт сама собой. Я должен сказать, что проблема не отпадёт. Потому что есть такие отмороженные люди, которые и по гололёду катаются на моноколёсах, не говоря о самокатах,
– резюмировал депутат.
Самокатов не должно быть на тротуарах
Другой собеседник Царьграда – председатель межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов также прокомментировал инициативу депутата Делягина и заключение федерального правительства.
Главная проблема с электросамокатами заключается в том, что большинство из них соответствуют определению "мопед". Это пункт 1.2 ПДД. Или же "мотоцикл", в зависимости от мощности. Но этим электросамокатам дали определение "транспортное средство". У нас, кстати, велосипеды без моторов тоже являются транспортным средством. Так определено в ПДД. Но на самом деле электросамокаты практически, на 80%, являются источником повышенной опасности и являются механическими транспортными средствами, как мопед, как мотоцикл,
– пояснил эксперт.
По его словам, если отталкиваться от определений, которые есть в ПДД, то механическое транспортное средство является источником повышенной опасности. И потому, считает Соколов, оно не должно быть на тротуарах.

Фото: Царьград
И отвечать за него водитель должен, что называется, по полной. Потому что он может принести ущерб, очень просто, и жизни, и здоровью,
– подчеркнул он.
Эксперт отметил, что в 2019 году в одной из федеральных программ показали краш-тест столкновения электросамоката с пешеходом. Выяснилось, что пешеход при этом получает ускорение, несовместимое с жизнью. И это при 20 км/час!
Ничего личного, только бизнес
Ведущий Царьграда Юрий Пронько спросил экспертов, почему же в таком случае власть сопротивляется принятию этого закона? В чём причина?

Фото: Царьград
В ноябре прошлого года подписано постановление, отменяющее предыдущее постановление правительства России, которое предусматривало запрет внесения поправок в ПДД, если эти правила, в связи с этим, не будут полностью переработаны. А буквально через месяц на Московской бирже были размещены акции самой крупной компании, которая занимается шерингом в Москве и по всей России,
– сказал Соколов.
После того, по словам эксперта, пошло активное развитие шеринговых компаний и сдачи в аренду электросамокатов. Их число резко выросло до 60 тысяч. Думал ли кто-то о безопасности? Конечно же, нет. Человек мог оставить самокат где угодно, как угодно. Заплатил – и делай что хочешь.
То есть вы мне хотите сказать, что бизнес одной компании влияет на принятие решений, я правильно вас услышал? Или нет?
– уточнил ведущий.
Эксперт объяснил, что речь идёт не об одной компании. А о тех, которые в Москве и ещё в 27 других городах России. Причём к организаторам этих компаний, по его словам, почему-то прислушиваются больше, чем к людям, которые заботятся о безопасности дорожного движения, не только пешеходов, но и автомобилистов.
У нас статистика за первые шесть месяцев, которую представил Научный центр безопасности дорожного движения МВД России, говорит о том, что 12 человек погибло с 1 января по 30 июня, в том числе один ребёнок. Ещё 1081 были ранены. Только в Москве тоже примерно больше 600 человек были ранены,
– сказал он.
Отвечая на вопрос Царьграда, что делать в такой ситуации, с точки зрения политика и депутата, Михаил Делягин сказал следующее:
Правительство категорически не хочет ничем заниматься, мы это видим. То есть проблема заключается в том, что паралич – это органическое состояние имитационной власти. И попытки вывести имитационную власть из этого паралича и обратить внимание на реальные проблемы, которые связаны не с перекладыванием бумаг с места на место, а требуют какого-то изменения реальности – сама постановка такого вопроса для власти невыносимо болезненна. Но будем продолжать дальше, действовать и обращать внимание. Я надеюсь, что кто-то из единороссов проснётся.