«И слышен нам не рокот космодрома»: Как воровали миллиарды на Восточном
Зачем России нужен космодром, создание которого обходится стране в такие огромные суммы
По всей видимости, ситуация с космодромом Восточный, который призван стать основной (а также, добавим, первой национальной) площадкой для запуска космических кораблей, очень тревожная.
Иначе бы не последовало этого громкого заявления президента Владимира Путина на совещании с членами правительства, причём прозвучало оно в контексте освоения бюджетных средств, выделяемых на экономику России:
Сто раз сказано было: "Работайте прозрачно. Деньги большие выделяются. Проект тоже носит практически общенациональный характер". Нет, воруют сотнями миллионов. Сотнями миллионов! — подчеркнул Путин. — Уже несколько десятков уголовных дел возбуждено. Состоялись уже решения судов, в тюрьме люди сидят. Нет. Порядка так там до сих пор и не удалось навести как следует.
В. Путин. Фото: Kremlin Pool/Globallookpress
Он выразил надежду на то, что если речь идёт «о диверсификации производства, о работе в сфере ОПК с этими средствами, с этими деньгами, всё будет выстроено должным образом».
Бездонная "яма" Восточного - украли каждый 10-й рубль: как спасают космодром, рассказал Рогозин
«Буду просить прокуратуру, следственные органы внимательным образом за этим следить, так же как и Контрольное управление Президента, — подчеркнул глава государства. — Прошу проработать все эти вопросы и наладить действенный, эффективный контроль за проведением закупок».
Роскосмос: «Новых тревожных фактов нет»
Чуть позже пресс-секретарь Кремля Дмитрия Песков уточнил: во время строительства было похищено 11 миллиардов рублей, из которых вернуть удалось только треть, по уголовным делам (о хищениях) обвинительные приговоры вынесены 32 фигурантам, ещё по пяти делам расследование продолжается.
Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, в чьём ведении находится строительство Восточного, в свою очередь буквально сразу счёл нужным заверить: коррупционные дела относятся к начальному периоду, когда и были выявлены основные нарушения при строительстве первой очереди космодрома, а вторая, сообщил Рогозин, создаётся на совершенно иных принципах.
«Обеспечено и казначейское сопровождение, и деньги выделяются непосредственно с аккредитива, — рассказал глава "Роскосмоса" журналистам. — Никаких оснований сегодня беспокоиться по поводу того, что деньги расходуются неэффективно, у нас пока нет. Каких-то фактов тревожных тоже нет».
Д. Рогозин. Фото: Roscosmos/Globallookpress
Суммы, соответственно, колоссальные. Всего, как сообщалось ранее, целиком весь комплекс Восточный обойдётся в 300 млрд рублей. К данному моменту на строительство был выделен 91 млрд рублей, из которых освоено 66 миллиардов.
Так, чтобы примерно понимать объём средств, напомним: уже направленная сумма на реализацию проекта соответствует, допустим, объёмам финансирования, потраченным на подготовку к ЧМ-2018 одного из городов-организаторов. В Ростове-на-Дону, например, в эту сумму вошло и создание с нуля нового аэропорта «Платов», и стадиона на 45 тысяч мест, а также транспортной инфраструктуры.
Воровство «сотнями миллионов» — это не фигура речи
Поэтому желающих урвать что-то с этой гигантской стройки нашлось за годы с момента старта строительства космодрома в 2012-м в Амурской области очень много.
Всего, по официальным данным Генпрокуратуры РФ, в 2014-2018 годах проверяющие выявили около 17 тысяч нарушений, связанных с Восточным, в том числе хищения бюджетных средств, затягивание сроков строительства, невыплата зарплат и так далее. Свыше тысячи (!) лиц, участвовавших в этом процессе, включая чиновников, были привлечены к ответственности: только уголовных дел, не считая штрафных и административных санкций, возбуждено порядка полутора сотен (часть из них объединялась), а конкретно по статьям УК РФ (не только по хищениям) осуждены 50 человек, больше половины из которых — в прошлом году.
Путин готовит Россию к войне в космосе. Поспеет ли за президентом «Роскосмос»?
Первым по делу о растрате ещё в октябре 2014-го был задержан экс-глава Дальспецстроя (организации, выступавшей генподрядчиком строительства) Юрий Хризман. Затем арестовали его приближённых: бывшего главбуха и главного инженера по оснащению космодрома, далее — сына Юрия Хризмана, участника гозакупок по строительству, а также спикера Заксобрания Хабаровского края Виктора Чудова. Все получили сроки — от 5,5 до 11,5 лет.
Следующий разбор «космических неполётов» случился в апреле 2015-го: за злоупотребление полномочиями взяли бывшего руководителя Федерального центра ценообразования в строительстве Евгения Ермолаева, а также следующего начальника (в ранге и. о.) Дальспецстроя Андрея Захарова и подрядчиков. Приговор не вынесен.
Вообще, весной того года было целых четыре дела о хищениях на Восточном, в том числе два — по невыплатам заработной платы, а также по хищениям в особо крупных размерах. Схемы всё те же — покупка продукции по завышенным, но очень интересным определённым лицам ценам.
Фото: Roscosmos/Globallookpress
После годичной паузы — три уголовные истории зимой-весной 2016-го. И опять — завышение (но уже в части создания ещё и сопутствующей инфраструктуры), подмены, вымогательство.
В 2017-м — одно большое дело по хищениям средств, выделенных на строительство пожарного депо.
Роскосмос получил на орехи за прожектёрство. И 515 миллиардов
И в прошлом году — тоже одно, но очень крутое: подрядчики умудрились из транша в 1,8 млрд рублей, выделенных на строительство дорог к Восточному, потратить по целевому назначению только 500 млн, остальное кануло.
Вообще, суммы, которые фигурировали во всех названных делах, к «мелочёвке» точно не относятся — те самые миллионы, о которых и говорил президент.
Почему так важно появление Восточного
Сегодня Россия проводит запуски своих космических кораблей с Байконура — космодрома, построенного в советское время и принадлежащего Казахстану.
И за использование этой гавани приходится каждый раз платить, причём весьма приличные деньги. Ежегодно Россия отчисляет Казахстану 115 млн долларов арендной платы за Байконур плюс ещё порядка 200 млн долларов, как подсчитали в Казахстане, «Роскосмос» ежегодно выделяет на поддержание инфраструктуры и жизнедеятельности этого космодрома.
Как сообщал в феврале 2018-го занимавший на тот момент пост премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев, за годы аренды Байконура наша страна перечислила в бюджет соседней республики 2 млрд 645 млн долларов.
Так что экономический резон есть — это во-первых.
Космодром Восточный. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
Во-вторых, стратегическая важность, несмотря на всю близость интересов с Казахстаном, — иметь такую площадку на своей территории.
И, наконец, в-третьих, сама космическая отрасль не стоит на месте — те модели ракет, которые можно запускать с Байконура, «Союз» и «Протон», будут уступать место новым.
Для ракет типа «Союз» лёгкого и среднего класса площадку на Восточном так или иначе достроили, пять пусков уже состоялось.
В спорах вокруг «Ангары» дошло до горяченького
Но теперь гораздо важнее завершить второй, а в дальнейшем и третий этапы: создать стартовые комплексы для ракет типа «Ангара-А5», полутяжёлой ракеты-носителя «Иртыш» и сверхтяжёлой ракеты.
Но чехарда с подрядчиками, которую, надо полагать, и имел в виду Владимир Путин, говоря о том, что «порядка до сих пор навести не удалось», не позволяет уложиться в установленные сроки — их не раз и не два уже приходилось переносить.
Что это означает? А то, что опасения, которые высказывали те же США по поводу своего отставания в освоении космоса в сравнении с Россией, могут нивелироваться, если мы не ускорим темпы. И если Штаты, как сообщал ранее Царьград, намерены вкладывать деньги в модернизацию своего ядерного потенциала, то Россия собирается вложить свыше 500 млрд рублей в космическую отрасль.
Так что вопрос об ускорении сроков по Восточному, раз об этом столь недвусмысленно высказался президент, будет стоять на повестке дня в ближайшее время.
И, с очень большой долей вероятности, появится новый генподрядчик строительства. Вопрос только в том, кому он непосредственно будет подчиняться.